с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Какие права есть у российских пациентов
19 Сентября 2013 г.

Практически все жители России обращались к врачам, и не один раз. Некоторые из них оставались довольны обслуживанием, некоторые нет. Но и тем и другим нужно знать свои права. На что может рассчитывать пациент в России

 

Согласно федеральному закону от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

 

Пациент на приеме у врача

 

Пациент имеет право на:

- бесплатную помощь
В случае нарушения этого права можно обратиться к главврачу или, если не помогло, с жалобой в прокуратуру.

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала
За нарушение этих норм может следовать дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения. Нарушение этой нормы может служить основанием для иска о компенсации морального вреда (нравственных страданий), вызванных хамством и грубостью врача. В таком иске возрастает роль доказательств, к которым относятся, как показания свидетелей, так и аудио- и видеозаписи.

- выбор врача
В том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. При столкновении с грубостью и хамством, взаимным недопониманием в отношениях с врачом, его неквалифицированностью, а также при отсутствии возможности построить с врачом партнерскую (договорную) модель отношений, пациент имеет право выбрать другого врача, который должен быть согласен стать вашим лечащим врачом. Для этого необходимо обратиться к нему лично, получив разрешение главного врача (или заведующего отделением).

- проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов
Данная норма права не имеет условий и ограничений. Для ее реализации необходимо обратиться к своему лечащему врачу; если вопрос не решается, то обращаться нужно в следующей последовательности: к заведующему отделением — к главному врачу — в управление здравоохранения — в прокуратуру в порядке надзора (сюда и в суд можно обращаться на любом этапе после главного врача) или в суд с жалобой на действия должностных лиц и нарушение права. Суд может обязать выполнить норму закона, а прокуратура вынести представление об устранении нарушенного права.

- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами
Обезболивание является необходимой частью алгоритма оказания медицинских услуг, упоминаемое в ряде приказов, стандартов, инструкций и рекомендаций Минздравсоцразвития.

- информацию о состоянии здоровья
Пациент имеет право знать все о том, какими методами его лечат. Более того, врач обязан спросить согласия пациента, прежде чем назначить ему какое-либо лечение или обследование. Особенно это касается тех случаев, когда процедуры могут быть болезненными или причинять дискомфорт. Также врач должен проинформировать пациента о возможных последствиях назначенного лечения. Не считаться с мнением больного — прямое нарушение его прав как потребителя определенных медицинских услуг. Если же пациент отказывается от предложенного метода лечения, врачу остается лишь разъяснить возможные последствия отказа или предложить иной вариант.

- отказ от медицинского вмешательства
Из этого следует обязанность подписать соответствующий отказ. В том случае, если пациент отказывается и от медицинской помощи, и от расписки об этом, у врачей появляется полное право позаботиться о доказательствах данных обстоятельств, дабы не быть позднее обвиненным в безосновательном неоказании медицинской помощи. Такими доказательствами могут быть свидетели (соседи по палате, врачи, охрана, администрация, подписавшие соответствующую запись в истории болезни), аудио и видео записи. В то же время пациенту в редких случаях может быть оказана помощь без учета его согласия.

- неограниченный доступ к своей медицинской карте
Вне зависимости от поставленного диагноза можно постоянно знакомиться с медицинскими документами, касающимися состояния здоровья, а при выписке — сделать копию истории болезни. Более того, если при изучении медицинской карты пациент обнаружит несоответствия или ошибки, он имеет право настаивать на внесении врачом соответствующих исправлений и дополнений. Часто, на практике медицинская карта больного оказывается "засекреченной" не только от посторонних, но и от самого пациента.

- назначение доверенных лиц, которые смогут получать всю информацию о его здоровье
Законодательство гарантирует, что все сведения о здоровье пациента будут держаться в строжайшей тайне. Даже сам факт обращения к врачу является закрытой информацией. Но при этом пациент может разрешить доступ к этим сведениям тем лицам, которые, по его мнению, смогут принимать решения за самого пациента в случае его недееспособности (этими людьми могут быть не только родственники).

- требование возмещения морального или материального ущерба
Для этого пациенту придется доказать, что именно неквалифицированные действия врача стали причиной ухудшения его состояния. Закон гарантирует, при необходимости, проведение экспертизы качества медицинской помощи. Но при этом пациентам следует знать, что экспертизы финансируются по остаточному принципу. Медицинские организации должны гарантировать возмещение независимо от степени тяжести и причины ущерба (от чрезмерного времени ожидания до нарушения стандартов медицинской помощи), в том числе, если не удается установить, кто именно из оказывавших медицинскую помощь лиц в конечном счете за него ответственен. В случае возникновения вреда здоровью или жизни гражданина при оказании медицинской помощи исполнитель должен возместить вред, если не докажет, что его действия соответствовали требованиям законов, нормативных актов, условиям договора, а при отсутствии таковых — обычно предъявляемым требованиям, и если имеются основания полагать, что выявленное несоответствие связано с наступившим вредом, как единственная или одна из его причин.

- допуск к нему священнослужителя
А в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

 


 

источник :  ria.ru

вернуться в раздел новостей