Все претензии относительно работы московских районных поликлиник теперь можно предъявлять непосредственно столичному департаменту здравоохранения, не боясь обычного бюрократического отфутболивания на окружной уровень. Как сообщил «МН» руководитель департамента Леонид Печатников, на днях поликлиники были выведены из подчинения окружных управлений здравоохранения и переподчинены напрямую городу. Административная реформа должна сделать медицинские власти города ближе к горожанам, убрав промежуточную инстанцию на пути недовольных пациентов к принимающим решения чиновникам и одновременно приблизив к ним главных врачей. Эта мера в целом увеличит прозрачность происходящего в первичных лечебных учреждениях Москвы и вернет управляемость амбулаторному звену, уверен Печатников.
Недовольство москвичей работой поликлиник — проблема, которую столичные власти намерены решить не откладывая. Тем более что во многих случаях это даже не требует дополнительных материальных затрат. Например, когда речь идет о хамстве или очередях. Социологический опрос, который в июле прошел в нескольких десятках городских поликлиник по инициативе мэра Сергея Собянина, показал, что это чуть ли не основные претензии жителей города к первичной медицине. Готовился опрос в недрах мэрии в атмосфере строгой секретности, а проводился внезапно, без предварительного оповещения главных врачей поликлиник. Не был предупрежден и департамент здравоохранения Москвы.
«Приход сотрудников социологической службы в лечебные учреждения стал проверкой не только для врачей, но и для чиновников», — рассказал «МН» руководитель столичного департамента здравоохранения Леонид Печатников. По его словам, о том, что такой опрос проводился, он сам узнал на совещании у мэра, когда уже были представлены результаты, выраженные в процентах неудовлетворенности пациентов медобслуживанием в городских округах.
В итоге самые грубые врачи, самые душные коридоры и самые длинные очереди в этих коридорах были обнаружены в районных поликлиниках Юго-Восточного административного округа. Это муниципальное образование оказалось абсолютным аутсайдером рейтинга московских поликлиник. В 11 лечебных учреждениях районов Печатники, Текстильщики, Капотня, Марьино и Южнопортовый уровень неудовлетворенности граждан качеством медицинского обслуживания составил от 38% до 43%, что стало абсолютным городским минимумом.
Всего за месяц работы интервьюеров было опрошено 4500 москвичей в нескольких десятках районных поликлиник (всего их в городе около 600). Количество опрошенных на одно лечебное заведение было фиксированным. В результате было выявлено 32 поликлиники, где треть и более опрошенных негативно оценили работу учреждения в целом и отдельных врачей. Больше всего негодующих по причине диких очередей, отсутствия специалистов и хамства оказалось в поликлиниках ЮВАО — до 43% опрошенных, а меньше всего Северо-Западном и Восточном округах — не более одного недовольного на поликлинику. При этом в Юго-Западном административном округе и Зеленограде, если верить мэрским социологам, недовольных обнаружено не было совсем. «Мы уже вызвали всех главных врачей этих 32 поликлиник, — рассказывает Леонид Печатников. — На исправление я им дал три месяца. После чего мы опять попросим провести там опрос. Если уровень неудовлетворенности пациентов останется прежним, то мы раскроем номера самых плохих из них и примем меры к главным врачам».
Внезапные проверки различных городских служб, включая здравоохранение, при помощи сторонних социологических компаний были визитной карточкой Сергея Собянина еще во времена его работы в Тюмени. Что, говорят, приводило в трепет чиновников и очень нравилось гражданам. Но для объективного представления об эффективности работы медицинских учреждений всего этого слишком мало, уверен президент Всероссийского союза пациентов Александр Саверский. «Говорить о результатах какого-либо социологического исследования, а уж тем более кого-то за них распекать — очень странно, если методика и сам вопросник держатся в секрете. Мы же не знаем, какой процент пациентов был опрошен в каждой поликлинике — возможно, разный. Не знаем, были ли систематизированы и претензии граждан», — сказал «МН» Александр Саверский.
Тем не менее рейтинги лечебных учреждений очень нужны и полезны пациентам, считает он. Но чтобы сделать их корректно, как показывает международный опыт, необходимо проводить строго регламентированные многоуровневые статистические исследования. «Минимум по 55 показателям, как рекомендуют международные организации, специализирующиеся на медицинской статистике», — отмечает Саверский. Основные из них: частота повторных обращений к врачу, частота случаев нанесения вреда здоровью пациента и летальность в расчете на каждый участок поликлиники. Субъективные ощущения выборочно опрошенных пациентов, комфортность их пребывания в лечебном заведении, разумеется, также принимаются во внимание, но это не единственный и не основной критерий при составлении таких рейтингов. Пока в нескольких российских городах существуют и постоянно обновляются только рейтинги родильных домов, которые поддерживают различные общественные организации и интернет-порталы.
источник : вернуться в раздел новостей
http://mn.ru/newspaper_city/20110808/303851654.html