с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Относитесь к медицине так, как хотели бы, чтобы она относилась к вам…
06 Ноября 2013 г.

Как известно, учить и лечить умеют все. На уровне советов и критики, конечно. Звания Учителя и Врача (вот так вот - с большой буквы) достигают не многие, хотя подвизается на этих поприщах изрядное количество. Но если плохое образование еще не смертельно, то плохая медицина, увы, может привести и к летальному исходу.

 

Но. Плоха именно сама медицина или все-таки имеет место исконно российская привычка укорять и сравнивать не в свою пользу? Становится ли лучше медицина от постоянной брани в ее адрес? А как там у них, с кем мы любим себя сравнивать? Так кто виноват и что делать? Об этом мы беседуем с начальником негосударственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть» Ириной Рыбальченко.

- Ирина Ефимовна, на ваш взгляд, насколько обоснованна критика нашей медицинской системы?

- То, что медицину ругают все кому не лень, лучше ее не сделает. Хотя ничего нового в этом нет, врачей ругали во все времена. В древности в некоторых государствах врачей за неудачи даже казнили, поскольку приравнивали их к небожителям, а врачебные ошибки рассматривали как утрату божественной силы. Профессия всегда была рискованной с точки зрения общественного восприятия, достаточно вспомнить холерные бунты средневековья или дело врачей-отравителей 50-х годов. Но сегодня градус ненависти порой зашкаливает, особенно в СМИ, которые смакуют жареные факты. И дело тут не только и сколько в медицине, налицо вообще некая общественная депрессия, когда люди вымещают свою обиду, выискивая крайних. К сожалению, медики порой и бывают именно крайними, ведь дороже здоровья ничего быть не может, и когда это здоровье сохранить уже не удается, виноваты именно они. Мало кого можно убедить, что медицина, даже самая современная, говоря статистическим языком, это всего лишь 10-20 процентов гарантии здоровья. Всё остальное – это образ жизни, генетика, экология, прочие факторы. В итоге негатив порождает негатив – падает престиж профессии, имеет место дефицит кадров, страдает медицина в целом.

- Критика обычно сопровождается сравнением с Западом. Сравнение, естественно, не в нашу пользу.

- Конечно, разница присутствует, и разница даже не в системе медицинской помощи, не в количестве денег, выделяемых на медицину. Разница – в самой психологии. Там – политика позитива, здесь – негатив. Приведу пример из личного опыта, что отметила для себя на стажировке в США. Там к врачу относятся как к Богу. У нас в России считается, что беда - это когда близкий человек оказался в больнице, у них - беда, если родственник вовремя не попал в больницу. А когда попал, то уже точно все будет хорошо. Получается, что в Америке врач и пациент вместе борются против болезни, у нас - пациент сражается с болезнью и заодно с доктором, который вынужден в одиночку противостоять заболеванию. С болезнью всегда должны бороться вместе два человека - врач и пациент, только тогда недуги отступают.

На западе развита обоюдная ответственность. И врача, и больного. Да, врач всегда рискует потерять самое дорогое для профессионала – диплом и репутацию. Поэтому будет делать все возможное, чтобы его не упрекнули в халатности. Но и больной несет серьезную ответственность. Он должен неукоснительно выполнять все предписания врача, экспериментировать с самолечением нельзя, никому в голову не придет отказаться от того или иного врачебного назначения. В западной цивилизации больные вообще очень активны в своей проблеме. Они создают общества и комитеты, охотно идут на раннюю диагностику, пропагандируют методы профилактики. Многие пациенты, поправившись, работают в этом же госпитале волонтерами, а кто-то даже спонсирует исследования в данной области медицины. Все более человечно. И там никому не придет в голову беспричинно кричать о зверствах врачей в газетах и интернете, поскольку подобное грязеизлияние уголовно наказуемо.

Кстати, в «Медико-санитарной части» мы сейчас подошли к пониманию необходимости создания пациентской организации, в которую войдут и доктора, и больные, чтобы обеим сторонам проще было услышать друг друга и наладить конструктивный диалог. Врачи - тоже пациенты. Я уверена, что будущее - за системой, когда между врачом и больным выстраиваются доверительные партнерские отношения.

- Но ведь принято считать, что технологии там более совершенные, денег в бюджете больше…

- Отчасти. Денег никогда не хватит, если их неправильно использовать. Например, вместо того, чтобы привлекать негосударственные медицинские учреждения для оказания бесплатной помощи населению, государство тратит огромные средства на закупку оборудования и содержание ЛПУ, которые не выдерживают современные требования по стандартам Минздрава и качеству медицины. Сегодня главные врачи учреждений должны научиться экономике и не только. Технологии тоже доступны, может быть, еще не везде, но процесс развивается. Я могу с уверенностью говорить, что мы в нашей клинике не ошиблись, сделав акцент на высокотехнологичной медицинской помощи. Мы стараемся практиковать зарубежные стажировки для специалистов, с тем чтобы использовать самый передовой опыт. В частности, в этом году - в апреле и октябре - наши ведущие хирурги прошли стажировку во Франции, на базе госпиталя округа Морле и университета города Ренн. Они непосредственно в операционных знакомились с новыми методиками выполнения лапароскопических операций французскими хирургами, сами оперировали пациентов и получили отличные отзывы французских коллег. Так, вернувшись, рассказывают: «Если бы такая поездка состоялась лет пять назад, то различия были бы огромные. А сегодня оборудование и методики идентичны. По оснащению операционного блока и перечню выполняемых хирургических вмешательств наша клиника не уступает европейскому госпиталю».

Теперь мы ответственно заявляем, что высокотехнологичные операции – это наша главная специализация. Так, недавно для удобства и экономии времени пациентов открыли Центр хирургии одного дня. Благодаря применению малотравматичных методик лапароскопии больные уходят домой уже вечером в день операции. В нашем Центре хирургии одного дня успешно выполняется широкий спектр операций: общей хирургии (например, удаления новообразований кожи и мягких тканей, грыжи, различные патологии толстого кишечника и прямой кишки), гинекологические операции (любая диагностика, мини-аборты, интимная хирургия), литотрипсия (дробление камней в почках), артроскопия (малотравматичные вмешательства на суставах при артрозах, артритах, травмах).

К сожалению, для жителей города пребывание в Центре хирургии одного дня платное. Операция одного дня стоит от 4 тысяч рублей. Но вот консультацию нашего высококвалифицированного специалиста – хирурга, уролога, гинеколога, травматолога, дерматолога, отоларинголога можно получить совершенно бесплатно в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС). Для этого нужно взять направление в НУЗ «МСЧ» у врача в поликлинике по месту жительства и по телефону нашей регистратуры – 46-11-46 – записаться на прием.

Радует, что к нам теперь из других регионов едут не только лечиться, но и учиться. Перенимать опыт наших врачей-специалистов и в целом опыт организации лечебного процесса. Так, в сентябре, медицинские структуры Газпрома из всех регионов РФ приезжали в астраханскую «Медсанчасть» на семинар изучать наш опыт в организационной, медицинской и экономической сферах деятельности.

- Кстати, судя по опросам, большинство россиян на первое «проблемное» место ставят даже не технику и оборудование, а поведение врача. В 85 процентах случаев журналисты, блогеры и общественность жалуются на невнимательность, халатность, а порой и откровенное хамство.

- Да, об этом много пишут. Хотя упрекать врачей в одностороннем порядке также необъективно. В противовес всегда будут звучать аргументы о низкой зарплате, высокой загруженности, обилии бумажной работы, непродуманных стандартах обслуживания и т.п. Проблема комплексная. Поэтому и подготовка врача должна вестись по многим показателям: профессиональным, психологическим, общечеловеческим. И никакая техника, никакая успешная статистика не заменит человеческого отношения. Может, это и пафосно прозвучит, но мы боремся за жизнь каждого пациента. Даже в самых неблагоприятных случаях. Об одном таком хотелось бы рассказать. 89-летняя пациентка с онкологическим заболеванием в брюшной полости. Тяжелая... На искусственном дыхании… Сначала трехчасовая сложнейшая операция. Потом восстановительный период с осложнениями. В отделении реанимации организовали индивидуальный сестринский пост, для разработки лечебной программы неоднократно устраивались консилиумы, привлекались специалисты-консультанты других лечебных учреждений. Реаниматологи разработали и успешно применили методику ее постепенного перевода с аппарата искусственной вентиляции легких на самостоятельное дыхание, индивидуально проводили нутритивную поддержку. Что называется, «вручную» вытаскивали больную с того света более двух месяцев. Хотя, чего греха таить, в условиях страховой медицины это ведь невыгодно, правда? Но – это жизнь человека. Мы справились – пациентку вывели из комы, причем без необратимых последствий для мозга, заново научили дышать и, восстановив, сдали на руки ожидающим и очень благодарным за чудо родным и близким. Может быть, ради этого и стоит работать.

- Ирина Ефимовна, ваша клиника – бесспорный пример для позитива в этом направлении. Хотелось бы верить, что доживут многие россияне в целом, и астраханцы в частности, до того момента, когда все наши больницы и поликлиники будут современными и пациентоориентированными. И критика сойдет тогда на нет. Или не сойдет?

- Понимаете, в современной российской медицине множество проблем, решение которых зависит не только непосредственно от врачей. В стране есть медицина – но нет системы оказания медицинской помощи. Есть информационная база данных, но в ней отсутствуют ведомственные и негосударственные учреждения. Есть деньги – нет качественного администрирования расходов и доходов. Есть определенная государственная политика, но в каждом регионе она трактуется по-своему. Есть декларативные заявления о важности медицины, но у самих медиков в какой-то момент оказались сбиты цели и ориентиры. Зачем человек выбирает эту сложную профессию? Зачем обрекает себя заранее на эту неспокойную, постоянно напряженную жизнь, когда никогда не принадлежишь себе, когда сложный случай бесконечно прокручивается в мозгу, а решения все нет. В голову приходит слово «самопожертвование». А приходит ли оно абитуриентам медицинских вузов? В медицинские вузы сегодня идут не по велению души, а порой просто так. Деньги? Да при чем здесь они? Всем врачам хорошо знакомы ситуации, когда никаких денег уже не надо… Сегодня много говорят о необходимости эффективного использования финансовых ресурсов. За всем этим больного уже не видно. Финансы – это лишь инструмент для решения каких-то вопросов.

Что касается пациентов ориентированного лечебного учреждения, то это беспокоит не только общественность, но и, разумеется, медицинских специалистов, мы часто дискутируем на подобные темы на заседаниях Экспертного совета в Москве. Локальные проблемы завязаны на общегосударственные. НУЗ «МСЧ», например, готово принять на лечение гораздо большее число астраханцев. Особенно так называемых тяжелых. Благо, и площади, и уровень позволяют. Но не хватает объемов по линии обязательного медицинского страхования. У нас в России ЛПУ борются не за пациента, а за чиновника, так как он распределяет финансирование. Долгие годы «продвинутые» ведомственные клиники были учреждениями «для избранных». Сейчас многие из них готовы открыть свои двери для всех пациентов, нуждающихся в их помощи. Но негосударственные лечебные учреждения ограничиваются в распределении госзаказа, отсутствует здоровая конкуренция, нет прозрачных критериев, по которым госзаказ распределяется между ЛПУ.

Что же касается критики, то пусть она будет конструктивной, чтобы общество подсказывало чиновникам и медицинским руководителям варианты решения тех или иных проблем. Экономика, систематизация, высокие технологии, как в медицине, так и в управлении, должны быть дополнены еще одним важнейшим звеном – необходимо формировать новый, позитивный взгляд на медицину. От ставшего уже привычным потока негатива, при мизерной оплате труда не просто упал престиж профессии врача, врачам стало трудно уважать самих себя. Где тогда им взять силы бороться за жизнь и здоровье другого человека? Но, так или иначе, мы доверяем врачу свое здоровье, порой жизнь. Задумайтесь: мы одновременно и просим помощи у врачей, и критикуем их! Докто-ров с золотыми руками, Докторов с большой буквы в наших лечебных учреждениях очень много. Об этом надо говорить! Мы должны уважать эту благородную профессию, ведь как известно: уважай других и сам уважаем будешь. Другими словами, относитесь к медицине так, как хотели бы, чтобы она относилась к вам. И тогда отдача медицины несоизмеримо вырастет. Я в этом убеждена…

 


 

источник :  www.volgaru.info

вернуться в раздел новостей