§

Новости

Александр Саверский: «Нужно создать систему государственной поддержки эффективных НКО»
02 Декабря 2013 г.

В настоящее время в России системы государственного и общественного контроля качества оказания медицинской помощи абсолютно несопоставимы. Об этом на IV Всероссийском съезде пациентов рассказал Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский.

 

«Врачебная тайна» препятствует работе НКО

Со стороны государства функцию надзора и контроля уполномочены осуществлять прокуратура, МВД, следственный комитет, минздравы, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба. Для этого у них есть ресурсы: помещения, кадры, полномочия, деньги, возможность проведения экспертиз и, самое главное — опыт контроля.

У общественных организаций в лице Общественной палаты, Общественных советов и некоммерческих организаций возможности контроля весьма скромные. Они могут консультировать и вносить рекомендации, обращаться к властям — что называется «пишите письма», а также в суды. Однако по действующему законодательству не могут даже затребовать документы для проверки по какому-то конкретному делу, поскольку существует режим «врачебной тайны».

Закон «О защите прав потребителей» открывает широкие возможности для контроля качества оказания услуг практически во всех остальных сферах, однако в здравоохранении понятие «врачебная тайна» является серьезным барьером, который невозможно преодолеть, если нет доверенности от конкретного пациента. Механизм «врачебной тайны» сразу и очень серьезно затрудняет работу некоммерческих организаций. Представители общественных организаций могут выступать в роли консультантов, представителей в судах, обращаться от своего имени в государственные органы, но зачастую получают отказ в предоставлении информации по причине конфиденциальности.

Проблема достаточно серьезная, поэтому государственным органам и общественным организациям и необходимо четко оценить свои возможности. В этой ситуации общественным организациям необходимо занять свою нишу, и быть в ней эффективными и понятными и себе, и государству. 

Права потребителей медицинских услуг

Как видим, права совсем небольшие, но в действительности очень важные. К примеру, сотрудник Росздравнадзора не может по целому ряду причин рассказать некоторые вещи пациенту. Во-первых, потому что у него нет задачи сопровождать пациента, а во-вторых, это не его компетенция, он многого не знает. Возможно, про лекарства еще расскажет, а в других вопросах люди просто некомпетентны. И это серьезная проблема.

В начале 90-х годов, с принятием Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» очень сильно изменилась атмосфера в сфере торговли: от грубости — к улыбкам. Я не хочу сказать, что здравоохранение должно пройти такой путь. Однако, если открыть 45-ю статью этого Закона, повествующую о том, на что имеют право организации по защите прав потребителей, и экстраполировать это на пациентские организации, то есть о чем подумать.

Итак, общественные организации по защите прав потребителей имеют право участвовать в разработке стандартов, нормативных актов, законов, затрагивающих права потребителей. Таким образом, общество пациентов может участвовать в разработке стандартов. Кем, какими силами? — это уже другой вопрос. Но права есть.

НКО могут проводить независимую экспертизу качества, безопасности товара, соответственно, услуг, медицинской помощи. Осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, соответственно, пациентов. Направлять в органы государственного надзора информацию о фактах нарушений прав. Распространять информацию о правах потребителей, а также о необходимых действиях по защите этих прав. Вносить в федеральные органы исполнительной власти и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров. Это касается и контрафакта, фальсификатов в области лекарственного обеспечения. Вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности соответствующих лиц, и обращаться в суды с заявлениями о защите прав потребителей.

Пациент — потребитель или нет?

Вопрос, который возникает в этой связи: «Пациент — потребитель или нет?» Да, потребитель, потому что в Законе «О защите прав потребителей» исполнителем называется организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителю по возмездному договору. Возмездным договором является договор ОМС. За оказанные пациенту услуги исполнитель получает деньги от фонда ОМС. Пациент — благополучатель, третье лицо, то есть тот самый потребитель, имеющий право заказать и приобрести определенный товар или услугу.

Кроме того, Минздрав включил в 84-ю статью 323-го Закона понятие пациента как потребителя. Однако в медицине далеко не всегда можно достичь результата, а не достижение результата услуги, за которую заплатил, влечет за собой наложение санкций на исполнителя. Если деньги уплачены, а цель не достигнута, значит, необходимо вернуть деньги.

И здесь возникает некая коллизия. Возможно, не стоит переносить потребительские пациентские отношения с медициной на чисто рыночные механизмы. Это все же другие отношения. И нужно быть очень аккуратным с использованием этого механизма. 

Полномочия Общественного совета

Еще одной формой общественного контроля может стать Общественный совет при Минздраве РФ, на откуп которому отдан серьезный круг вопросов. Рассматривать и проводить экспертизы общественных инициатив граждан и общественных объединений в организациях и органах государственной власти. Рассматривать проекты нормативно-правовых актов, проекты стратегии, концепции, программы среднесрочного и долгосрочного развития, планов Минздрава, бюджетных заявок. Организовывать работу по формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений. Рассматривать планы Министерства по противодействию коррупции. Осуществлять мониторинг публичной декларации Министра здравоохранения и публичного плана деятельности министерства. Принимать участие в порядке, определяемом министром, в работе аттестационных комиссий, а также конкурсной комиссии по замещению должностей. Взаимодействовать со средствами массовой информации. Определять совместно с министром перечень приоритетных правовых актов и важнейших вопросов, относящихся к сфере деятельности министерства.

 


 

источник :  ria-ami.ru

вернуться в раздел новостей