Со следующего года врачам столичных поликлиник будут сокращать зарплату за неверные диагнозы, а служба «скорой помощи» заплатит за госпитализацию пациентов «без достаточных оснований». Об этом говорится в изданном на днях приказе столичного департамента здравоохранения. Правда, эти деньги пойдут не пациенту, а больнице, в которую попал человек из-за неверного диагноза. Документ уже вызвал возмущение в медицинском сообществе. В поликлиниках говорят, что теперь будут вынуждены гнаться за количеством пациентов без оглядки на качество лечения, а врачи «скорой» опасаются, что новый перечень симптомов не позволит им госпитализировать людей с серьезными заболеваниями.
Новый приказ столичного департамента здравоохранения посвящен финансовой ответственности медучреждений. Со следующего года заработает новая схема распределения средств между больницами и поликлиниками. Единственным источником средств будут деньги фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), которые медучреждение сможет потратить на зарплату врачей, медикаменты и коммунальные услуги. За бюджетом оставили только финансирование капремонта и приобретение дорогостоящего оборудования.
Кроме того, часть средств фонда ОМС каждое медучреждение должно будет хранить на некоем «условном счете». Если из-за неправильного диагноза или неоказания необходимой помощи в поликлинике больной попадет в стационар, за его лечение будет платить поликлиника, а деньги спишут с «условного счета», вынуждая руководство поликлиники экономить на других статьях расходов. Врачи поликлиник признаются, что теперь будут вынуждены принимать как можно больше «легких» пациентов, чтобы повысить заработки медучреждения.
Кроме того, новый приказ департамента здравоохранения возрождает другой скандальный приказ – № 3764 «О тактике ведения больных на догоспитальном этапе», принятый в августе и затем отмененный.
Тот приказ запретил врачам «скорой» госпитализировать пациентов с целым рядом диагнозов, что привело к трагедиям. «НИ» уже описывали историю мужчины, которому в августе этого года врачи отказали в госпитализации, несмотря на высокую температуру и открывший абсцесс. Медики ссылались на новый документ до последнего, в итоге мужчине пришлось ампутировать палец. И вот новый документ также запрещает госпитализацию «без достаточных оснований». В противном случае службу «скорой помощи» оштрафуют в пользу больницы, куда доставили такого пациента.
Пока не ясно, что это будут за «основания», но в прошлом варианте приказа врачам «скорой» запрещали забирать больных с такими заболеваниями, как ангина, скарлатина, острый отит, абсцессы, бронхиальная астма, эпилепсия и гепатит.
Штрафовать пункты «скорой помощи» за привоз пациентов «с недостаточными основаниями для госпитализации» – неправильная и неэффективная мера, говорит «НИ» врач «скорой помощи» Михаил Каневский: «Скорая» всегда ставит предварительный диагноз, это суть нашей работы. В больнице же могут увидеть другую патологию. Кроме того, мы можем поставить один диагноз, а врачи в больнице – дополнительный». Г-н Каневский считает, что данная инициатива – неэффективный метод решения действительно существующей проблемы – огромного количества вызовов без должной необходимости: «Часто «скорую» вызывают пожилые люди, чтобы использовать ее как «такси» для поездки в больницу. Отсеять таких пациентов – вот главная задача».
В России не существует такой проблемы, как повальная госпитализация без медицинских показаний, убежден в беседе с «НИ» юрист Лиги защиты пациентов Алексей Старченко. По его словам, можно всерьез говорить о единичных случаях с неопытными врачами. Кроме того, г-ну Старченко непонятен механизм реализации такой программы: «Кто будет принимать решение, обоснованно госпитализировали или нет? Для этого нужно создавать комиссию, причем независимую, потому что, если эту экспертизу будут проводить сами медики в больнице, она может отказаться неэффективной».
Наказания же поликлиник за своевременно не выявленные диагнозы – это очередная попытка российских властей перенять зарубежный опыт в организации медицины, поясняет «НИ» адвокат по медицинским вопросам, кандидат медицинских наук Алексей Тихомиров. По его словам, в США и многих странах Европы врачи отчисляют свои личные средства в фонды, которые в случае врачебных ошибок выплачивают пациентам компенсацию. В России, по мнению г-на Тихомирова, подобная модель невозможна, потому что в нашей стране все медучреждения принадлежат государству, а врачи закреплены за определенной больницей или поликлиникой: «Нет смысла в круговороте денег от одного муниципального учреждения к другому и наоборот».
Эксперты указывают также на то, что понятие «врачебная ошибка» в российском законодательстве до сих пор не определено. Соответствующий законопроект сейчас находится в Госдуме, но пока не принят. Руководитель экспертной группы по редким заболеваниям в Общественном совете при Минздраве Снежана Митина в беседе с «НИ» считает, что пока закон не принят, данный приказ лучше не воплощать в действие: «Необходимо провести четкую грань между ошибкой и преступной халатностью. Врачебные ошибки всегда были и будут, и проблема эта не юридическая, а медицинская».
источник : www.newizv.ru