Несколько месяцев назад мы уже обсуждали с читателями правовые ситуации, в которых оказались пострадавшие от неосторожностей, допущенных в ходе лечения. Тем не менее, в связи с существующим интересом к этой теме мы хотели бы обсудить еще один вопрос: почему далеко не все претензии к врачам оборачиваются судебными тяжбами? Итак, на эту тему мы сегодня беседуем с адвокатом Борисом Кривоносом.
Чем иски о врачебных ошибках отличаются от претензий, связанных с другими видами телесных повреждений?
Ошибки, допущенные врачами, иногда приводят к судебным искам. Почему лишь иногда? Потому что их не только труднее доказать, но и оплатить. Традиционно считается, что иски о врачебных ошибках — самые трудные и дорогостоящие из всех исков о телесных повреждениях. Практически все случаи такого рода нуждаются в освидетельствовании со стороны экспертов — таких, как врачи, медсестры или более узкие специалисты в области врачебной практики, в которой работает предполагаемый ответчик. Лишь предстать перед присяжными со своей версией происшедшего истцу явно недостаточно. Нужно, чтобы эта версия была подкреплена показаниями специалиста, ознакомившегося с историей болезни, оценившего качество врачебного ухода и освидетельствовавшего характер допущенного непрофессионализма.
Что понимать под непрофессионализмом?
Имеется в виду определенный уровень врачебных услуг. Непрофессионализм оценивается в контексте степени знания, умения и предусмотрительности, которые медицинский работник обязан проявить в данных условиях по отношению к данному пациенту. Медицинский работник обязан учитывать при этом доступные достижения в области врачебной науки и практики. Важно, чтобы истец смог убедить присяжных в том, что ответчик своими действиями или бездействием не соответствовал требованиям надлежащего уровня лечения, предъявляемым к работникам медицины, что и привело к соответствующему телесному повреждению.
Иски о врачебных ошибках весьма дорогостоящи. С чем это связано?
С тем, что их трудно выиграть без участия экспертов. Пожалуй, самое не-приятное для врачей — давать показания против членов своей собственной "гильдии" в свободное от работы время. Дело не только в том, что эксперта могут обвинить в предательстве коллег, но и в том, что каждый новый иск увеличивает стоимость страховки от врачебных ошибок. Давно известно, что между представителями врачебной профессии существует так называемый заговор молчания в отношении самой темы врачебных ошибок. Поэтому закономерно, что представители этой профессии, проживающие в одном регионе или являющиеся членами одной ассоциации, проявляют солидарность и не будут критиковать друг друга в связи с возможным негативным опытом лечения или предъявлять иные претензии. Поэтому-то и привлекаются для дачи свидетельских показаний чаще всего специалисты из других мест или те, кто не рискует понести потери в связи с этим.
Как это отражается на стоимости иска?
Опытный, удачливый и имеющий постоянную клиентуру врач должен быть настолько материально обеспечен, чтобы ему хватало дохода от собственной практики, который, как правило, составляет шестизначную цифру. Для него посещение адвокатского офиса или суда не имеет прямого смысла, и уж если он решится на это, то стоимость его визита в суд составит, по крайней мере, сумму из расчета 500 долларов в час. Примерно во столько же обойдется проведенный им анализ истории болезни. Поэтому когда мы говорим о стоимости иска о врачебных ошибках, то имеем в виду, что она составляет минимум 50 тыс. долларов с учетом расходов на экспертов.
Дело выиграно. Сколько нужно уплатить адвокату?
Юристы, как правило, не берут денег до окончания дела. В случае успешного завершения иска они обычно получат от 25 до 40 процентов от общей суммы компенсации, в зависимости от того, на каком этапе было разрешено дело. Указанная процентная доля исчисляется от "грязной" суммы выигрыша до того, как были оплачены все расходы на судопроизводство. В связи с этим понятно, что иски, нацеленные на незначительную сумму компенсации, не смогут окупить расходов на их ведение. Допустим, вы хотели бы получить компенсацию за ущерб на сумму 100 тыс. долларов, при этом гонорар юристу за ведение дела составил бы одну треть, а расходы на эксперта вылились бы в сумму 50 тыс. долларов. В этом случае вы могли бы получить лишь 16,7 тыс. долларов при успешном решении дела. Чем меньше сумма иска, тем меньше вероятности, что юрист возьмется за ваше дело. Этой арифметикой и объясняется тот факт, что адвокаты обычно не берутся за дела, обещающие принести менее 100 тыс. долларов исковой компенсации.
Каков шанс выиграть дело?
За последние десятилетия наметилась тенденция к худшему для самого истца. В случаях, касающихся врачебных ошибок, шансы выиграть дело не превышают 50 процентов. Это связано с определенным предвзятым отношением присяжных к пострадавшим в результате врачебных ошибок. Определенное отношение также подогревается пропагандой со стороны страховых компаний. Все это объясняет, почему лишь немногие из потенциальных исков о врачебных ошибках заканчиваются успехом для пострадавшего.
источник : news.rusrek.com