с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Стоматология: качественная, доступная, безопасная
19 Декабря 2013 г.

В Санкт-Петербурге, как в Москве и других крупных российских городах, работают сотни государственных и частных стоматологических клиник и кабинетов. Выбрать среди них медицинскую организацию, где нужную помощь окажут качественно и по приемлемой цене, поможет Навигатор стоматологических клиник Санкт-Петербурга, подготовленный в рамках проекта "Социальный навигатор" РИА Новости.

 

Одни пациенты готовы платить дополнительную сумму за высокий уровень комфорта, кожаный диван в холле и чай коллекционного сорта, предлагаемый вежливым администратором. Других интересует только гарантия высокого качества лечения. 

"Представление о качестве складывается из многих компонентов: это и профессионализм персонала, и состояние материально-технической базы, и уровень менеджмента, и то, как внедряются инновации, и то, каковы сопутствующий сервис и отношение к пациентам",  — говорит профессор кафедры организации здравоохранения и медицинского менеджмента Санкт-Петербургского института стоматологии последипломного образования, президент Стоматологической ассоциации Санкт-Петербурга, вице-президент Стоматологической ассоциации России (СтАР) Егор Данилов.

 


Навигатор стоматологических клиник Санкт-Петербурга

 

Выбирай, но проверяй

В отличие от предыдущего продукта — Рейтинга стоматологических клиник Москвы, — Навигатор не предусматривает оценку, а просто приводит удобный для выбора перечень клиник с основными услугами, которые они оказывают.

"При формировании Рейтинга стоматологических клиник Москвы мы опирались на оценку сайтов и на социологический опрос пациентов, проведенный экспертами. На этот раз было решено преодолеть субъективность, которой всегда характеризуются результаты соцопроса пациентов. При формировании навигатора мы хотели показать, насколько обеспечена северная столица стоматологическими клиниками, а не оценить их качество", — говорит редактор-продюсер направления "Здоровье" Центра социальных рейтингов РИА Новости Людмила Кочеткова.

По уровню оснащения и комфорта стоматологические центры принято делить на категории стандарт ("эконом"), бизнес ("комфорт") и VIP ("люкс"). В навигаторе потребитель найдет режим работы медучреждения, информацию о его услугах в области терапии, хирургии, парадонтологии, ортодонтии и ортопедии, в том числе о том, выполняет ли клиника профессиональную гигиену и отбеливание зубов, микропротезирование и имплантацию. Он поможет узнать, работают ли в клинике детские стоматологи, возможна ли оплата по полисам обязательного или добровольного медицинского страхования, а также в кредит или в рассрочку. Есть контактные сведения, в том числе адрес сайта и электронной почты.

"В навигаторе представлена и общая информация, и сведения о ценовой категории, о типе учреждения и принадлежности к сети", — поясняет исполнительный директор  СРО НП "Медицинская палата Санкт-Петербурга" Светлана Остренко. По ее мнению, он может оказаться полезным не только пациентам, но и руководителям клиник: с его помощью они получат важные для бизнеса сведения, определят свое место на общем фоне, увидят, как позиционируется их информация, размещенная на внешних источниках.

В списке не значится

Такой внешний источник — прежде всего сайт. Вопреки требованиям закона, сайты имеются менее чем у половины стоматологических клиник Санкт-Петербурга.

"Если у организации нет своего сайта, то проверить информацию об уровне клиники и об оказываемых ею услугах, да и о самом ее существовании, очень сложно, иногда даже невозможно. Люди в век новых технологий давно привыкли получать информацию из интернета", — говорит Кочеткова.

"Первоначально человек, выбирая клинику, стремится собрать рекомендации друзей и знакомых, но потом в любом случае обращается к интернету. Если нет рекомендаций, то интернет — первая ступень на пути выбора. Бывает, что человек получил прекрасные отзывы о какой-либо клинике, расположенной далеко от места его жительства. На сайте же он увидит, что она входит в сеть, и другая клиника той же сети находится на соседней улице", — говорит Остренко.

По словам эксперта, сайт может дать и некоторые представления о качестве оказываемой помощи: по крайней мере, о том, приняты ли там внутрифирменные стандарты качества.

Качество превыше всего

Представления о том, какая медицинская помощь качественная, а какая нет, у пациентов зачастую бывают упрощенными и крайне субъективными. "Адекватная помощь — та, что оказана своевременно, обоснованно, в достаточном объеме, с соблюдением меры безопасности, оптимальная и профессиональная. Она позволяет получить наиболее благоприятный результат. Но, к сожалению, она не всегда может его гарантировать", — говорит Данилов.

Неблагоприятный результат, по словам Данилова, может быть обусловлен не зависящими от врача обстоятельствами: экстремальной ситуацией, неправильными действиями пациентов, которые не соблюдают режим, не принимают лекарства, да просто зубы не чистят.

По мнению эксперта, навигатор не может ответить на вопросы качества. Однако с его помощью можно получить представление о том, созданы ли в той или иной клинике нужные условия для оказания помощи. Уже потом, на следующем этапе, у пациента будет возможность оценить состояние материально-технической базы, а затем и профессионализм врача, который проявляется, в частности, и в умении общаться с пациентом.

Тем не менее, как говорит Остренко, сам факт того, что в клинике обращают внимание на качество клинической работы, устанавливают собственные профессиональные стандарты сервиса и управления процессом, контролируют их соблюдение на различных уровнях, многое говорит об уровне работы клиники.

Несоблюдение стандартов и регламентов может привести к врачебным ошибкам, результат которых — тяжелые последствия для здоровья пациента или даже судебные разбирательства, отметила заведующая кафедрой рентгенологии в стоматологии СПбИНСТОМ, председатель секции "Лучевая диагностика в стоматологии" СтАР Марина Чибисова.

"Зачастую в амбулаторной практике используют устаревшие методы диагностики: например, пленочные и цифровые рентгеновские снимки вместо конусно-лучевой компьютерной томографии. Они не позволяют составить современный план лечения и гарантировать качество. В России необходимо пересмотреть стандарт", — считает эксперт.

"Позвонив или придя впервые в клинику, обязательно нужно задать вопросы: опираетесь ли вы на какие-то требования к качеству клинической работы? Как у вас организован контроль ее качества?" — говорит Остренко, уточняя, что качество базируется, прежде всего, на соблюдении стандартов.

Если клиника информационно прозрачна (и потому включена в "Навигатор стоматологических клиник Санкт-Петербурга"), если в ней сформулированы и соблюдаются четкие правила и регламенты, в том числе касающиеся количества и характера необходимых исследований и процедур, если их выполнение можно оценить, то это, по мнению эксперта, надежные предпосылки качества.

 


 

источник :  ria.ru

вернуться в раздел новостей