Почему публикации о врачебных ошибках вызывают такой общественный резонанс? Почему врачи и пациенты порой выступают как два враждебных лагеря? Эти вопросы мы задали Александру Саверскому, юристу, много лет занимающемуся защитой пациентов.
Нельзя не заметить, что градус недоверия к медикам в российском обществе повышен. Конечно, врачи время от времени допускают промахи, но ведь они не хотят намеренно никого «угробить», их цель – прямо противоположна. Почему же статьи про врачебные ошибки в нашей прессе порой напоминают военные сводки?
- Мне самому очень не нравится то, что происходит «в телевизоре», на ток-шоу я вообще не хожу, у людей там не информационные задачи. Из своей программы «Лига пациентов», я ушел в 2008 году, потому что просто сам не смог ее смотреть. Видеоряд там подбирал не я, задача была сделать «страшилку». Пока система сама себя не начнет приводить в порядок, не признает своих ошибок, добра не будет.
Недавно «Лиге защитников пациентов» удалось завершить уголовное дело, которое длилось три года. Главврач снегиревского роддома попал под суд три года назад из-за смерти ребенка, дело закончилось приговором, но он был отменен городским судом, потому что человек вдруг заявил, что он депутат одного из сельских образований.
Я считаю, что причина такого накала страстей в том, что врачи потеряли принципы своей профессии. Поэтому конфликт вылился в СМИ. Все это время я пытался достучаться до Минздрава, первые семь лет мне вообще никто не отвечал. А случаев были тысячи. На сегодняшний день наш Минздрав – система, которая не видит себя со стороны, не признает свои ошибки.
У нас забывают, что отношения врача и пациента, это еще и человеческие отношения. На них влияют три важных фактора – страх человека перед болезнью, отсутствие у него специальных знаний, так называемая асимметрия информации – пациент не знает, что с ним происходит, какое ему нужно лечение и нужно ли оно вообще, и зависимость пациента от врача.
Пациент – не знает, а врач – не говорит, ожидая прямого вопроса, который пациент не всегда может задать. В сложной ситуации недоумения накапливаются как снежный ком, и не проговариваются, врачи пациентов не слышат и слышать не хотят, разговаривать с ними не умеют. Врач, если он человек, может что-то объяснить, система – бездушна, говорить с ней бесполезно. В результате дело, которое могло быть улажено разговором, долгим, неприятным и болезненным для обеих сторон, но честным и открытым, доходит до суда. И на этом суде система продолжает защищать «честь мундира».
Я занимаюсь защитой пациентов в суде 14 лет и могу сказать, что реакции нашей системы здравоохранения вызывают у меня изумление. Когда я в суде слышу, как серьезные врачи идут на явную ложь, пытаясь оправдать коллег, оспаривают то, что можно прочитать в любом медицинском учебнике. Но для такого поведения есть причины, которые конечно, нельзя считать оправданиями.
Сегодня в России ответственность врача перед пациентом регулируется только с помощью Уголовного кодекса. Дисциплинарные меры я в расчет не беру, вряд ли людей у которых погиб родственник, удовлетворит то, что врачу, который допустил ошибку, объявили выговор. Поскольку ответственность сосредоточена на Уголовном кодексе, система яростно защищается, любой эксперт, получивший на руки дело, решает судьбу врача – посадят его или не посадят, исходя из этого, пишет заключение о наличии или отсутствии причинно-следственной связи.
«Лига защитников пациентов» выступает за отмену уголовной ответственности врача по одной простой причине. Представьте, что единственной санкцией, применяемой к водителю на дороге, станет лишение прав за любое зафиксированное нарушение. Возможно ли будет регулировать дорожное движение в таких условиях? А в здравоохранении именно такая ситуация.
Ситуация с контролем качества в медицине со стороны страховых компаний выглядит очень своеобразно. Страховые компании контролируют качество, штрафуют лечебные учреждения, но пациентам ничего не сообщают. Представляете себе цинизм ситуации?
Эксперт, пришел в больницу и выяснил, что в отношении больного был допущен дефект медицинской помощи, оштрафовал лечебное учреждение, а главному лицу – не сообщил. Почему? Потому, что если это сделать, пациенту нужно будет заплатить компенсацию. Пациент подаст в суд на лечебное учреждение и от таких исков система просто рухнет. То есть, сегодня она существует просто потому, что пациенты не знают того, что страховые компании ежегодно выявляют в их отношении около 5 млн дефектов медицинской помощи.
Много лет подряд я обращаюсь к врачам и чиновникам с вопросом: «Что должен сделать врач, допустивший ошибку, чтобы пациент или его близкие не подали на него в суд. Как он должен извиниться?» В России этот вопрос повергает врачей в ступор.
Ответ я нашел в Болгарии. Жительница этой страны рассказала мне о том, как врач-акушер, допустивший ошибку, в результате которой женщина не может больше иметь детей, встал перед ней на колени и сказал: «Простите! Пока мы причиняем вам боль, мы не можем считать себя цивилизованными людьми». Я не могу представить, чтобы нечто подобное произошло в России. При этом у нас есть очень хорошие врачи, которые никогда не попадут в суды, потому что они умеют работать, умеют разговаривать с пациентами.
Пока система здравоохранения не начнет реанимировать себя, толку не будет. Но разве кто-то об этом говорит? Мы слышим разговоры о зарплатах, о том, что денег мало.
Справка:
«Лига защитников пациентов» - общероссийская общественная организация, создана в 2000 году. За 10 лет работы специалистами организации рассмотрено более 20000 обращений. Каждый день поступает 10–12 новых жалоб от пациентов. Чаще всего причиной обращения становятся следующие проблемы:
- неумение или нежелание врача разговаривать с пациентом;
- лишение инвалидности и невозможности объективно обжаловать решение МСЭК;
- нехватка и качество лекарственного обеспечения;
- невыдачи медицинских документов;
- отсутствие независимых экспертов;
- недостатки работы прокуратуры и СК РФ;
- врачебные ошибок в области стоматологии, акушерства, хирургии.
Подготовила Алиса ОРЛОВА
источник : www.miloserdie.ru