В данном обзоре представлены случаи из правоприменительной практики по привлечению к ответственности лиц, вин6овных в нарушении законодательства об охране здоровья граждан за первую половину февраля 2014 года.
Первая декада февраля вновь была омрачена значительным количеством сообщений о гибели пациентов из-за ненадлежащего исполнения персоналом ряда медицинских организаций своих профессиональных обязанностей. Еще более трагично то, что большинство погибших – дети в возрасте до трех лет.
Сообщения о гибели малолетних пациентов продолжают поступать почти ежедневно из самых разных уголков России. Отметим, что практически во всех подобных случаях следственными органами проводится оперативная проверка обстоятельств случившегося, по итогам которой – при наличии оснований – возбуждается уголовное дело.
Расследование одного из подобных дел только что завершилось в г. Нефтеюганске. Врач-анестезиолог-реаниматолог Нефтеюганской районной больницы обвиняется следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 109 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). По версии следствия, при проведении 8-месячной девочке операции обвиняемый ненадлежащим образом оказал медицинскую помощь – неэффективно провел реанимационные мероприятия, определил неверную дозировку лекарственных препаратов, что привело к смерти пациентки. В ближайшее время обвиняемый предстанет перед судом.
Аналогичное уголовное дело возбуждено следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области в отношении медперсонала одного из подразделений Бокситогорской межрайонной больницы. Из материалов дела следует, что в ночь на 2 января 2014 года бригадой скорой медицинской помощи в больницу была доставлена 2-летняя девочка с диагнозом «острая респираторная вирусная инфекция, осложненная острым лярингостенозом». Пациентка была помещена в инфекционное отделение больницы, где умерла спустя несколько часов, согласно патологоанатомическому диагнозу, «от двусторонней пневмонии и миокардита». Причиной смерти, как полагает следствие, стало ненадлежащее исполнение врачами своих профессиональных обязанностей.
Напомним, санкцией части второй статьи 109 УК РФ предусмотрено наказание в виде ограничения или лишения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до трех лет или без такового.
Еще, по меньшей мере, в двух субъектах Российской Федерации сейчас ведутся доследственные проверки по фактам смерти малолетних пациентов. В частности, в Мантуровской окружной больнице (Костромская область) скончался мальчик в возрасте 1 года 10 месяцев, госпитализированный с предварительным диагнозом «ларинго-трахеит». В областной инфекционной больнице г. Биробиджана (Еврейская автономная область) скончалась девочка 2012 года рождения, поступившая в медицинскую организацию по направлению участкового врача-терапевта в связи с существенным ухудшением самочувствия (предположительно – с признаками инфекционного заболевания).
Обстоятельства происшедшего выясняются следственными органами. Принимаются меры по установлению причин смерти малолетних пациентов, правильности действий медицинских работников. По результатам проверок будут приняты мотивированные процессуальные решения.
Кстати, в Чувашской Республике на днях суд признал медицинского работника виновным в причинении смерти малолетнему пациенту по неосторожности, явившейся следствием халатного исполнения профессиональных обязанностей (часть вторая статьи 293 УК РФ). Обвинительный приговор постановлен в отношении заведующей детским отделением Батыревской центральной районной больницы.
Из материалов уголовного дела следует, что 18 января 2013 года осужденная, ссылаясь на занятость, не приняла и не осмотрела шестимесячную девочку, доставленную в приемный покой медицинской организации с диагнозом «Острая респираторная вирусная инфекция. Диспепсический синдром» с медицинскими показаниями для госпитализации. Малолетняя пациентка не была госпитализирована, ей не была оказана необходимая помощь. Спустя несколько часов девочка была повторно доставлена в больницу, где почти сразу же скончалась.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы причиной смерти малолетней пациентки стал аспирационный пневмонит, осложненный острой легочно-сердечной недостаточностью. Осужденная приговорена к наказанию в виде 2 лет лишения свободы (условно) и штрафу. При этом санкцией части второй статьи 293 УК РФ за совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до трех лет или без такового.
Регулярно гибнут в медицинских организациях и взрослые пациенты – в том числе, к сожалению, будущие матери. Так, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело (часть вторая статьи 109 УК РФ, см. выше) по факту смерти 30-летней жительницы города Назарово. Установлено, что женщина скончалась 5 ноября 2013 года в центральной районной больнице города Назарово во время проведения плановой операции «кесарево сечение». Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть пациентки наступила в результате неправильного введения медицинского препарата. Расследование данного уголовного дела продолжается.
Между тем, следственными органами Следственного комитета по Оренбургской области завершено расследование уголовного дела в отношении врача акушера-гинеколога городской больницы № 2 г. Новотроицка. Ей предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 293 УК РФ (см. выше). По данным следствия, 22 февраля 2012 года обвиняемая ненадлежащим образом исполнила свои профессиональные обязанности, что повлекло смерть 27-летней беременной пациентки. Установлено, что обвиняемая не в полной мере произвела осмотр потерпевшей, доставленной в приемное отделение экипажем скорой помощи с обильным кровотечением, неправильно оценила состояние здоровья женщины, выставив ей неверный диагноз.
Отказав потерпевшей в госпитализации, обвиняемая распорядилась о ее направлении в родильное отделение городской больницы № 3 г. Орска, врачи которой провели женщине экстренную операцию, однако спасти ее жизнь не удалось. Согласно имеющимся в деле материалам, смерть потерпевшей была обусловлена острым общим малокровием и геморрагическим шоком.
Завершим обзор сообщением, поступившим из г. Улан-Удэ (Республика Бурятия). Здесь на прошлой неделе завершилось расследование уголовного дела в отношении фельдшера врачебной амбулатории, также обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 109 УК РФ.
По данным следствия, в декабре 2012 года в указанную медицинскую организацию обратился 28-летний местный житель. Врачом-терапевтом у него была диагностирована пневмония. Пациенту были прописаны внутривенные уколы препарата «Цефтриаксон», подлежащего разведению водным раствором хлорида натрия. Направление врача было передано обвиняемой, которая, несмотря на записи в медицинских документах и инструкцию к препарату, сделала пациенту две внутривенных инъекции, приготовленных с использованием не вышеуказанного раствора, а препарата «Лидокаин». После первого укола состояние пациента ухудшилось, а после второго он вскоре скончался (от острой сердечной недостаточности, развившейся в результате острого отравления лидокаином). Уголовное дело вместе с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
По материалам официальных сайтов Следственного Комитета Российской Федерации и ГАС «Правосудие»
Михаил РОГОЖИН
источник : ria-ami.ru