с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Как россиян обманывают дорогими лекарствами
14 Февраля 2014 г.

У большинства распространенных дорогих лекарств есть более дешевые аналоги. Кто и зачем заставляет нас лечиться за бешеные деньги и как не попасться на удочку фармацевтов?

 

Лечиться и не разориться

С экрана телевизора нас постоянно призывают покупать таблетки от любых недомоганий. В рекламе толстые легко превращаются в худых, больные в здоровых и даже пожилые в относительно молодых. Витрины аптек ломятся от красочных упаковок с узнаваемыми названиями. Возможно, большинство из них и обладает какими-то заявленными эффектами, но всегда ли оправданна цена? У многих в личном опыте найдется история, как дорогое и разрекламированное средство оказалось совершенно бесполезным, а реальное выздоровление вообще не зависело от количества потраченных денег.

Сегодня 80% всех лекарств завозится к нам из-за рубежа. Большинство из них достаточно дорогие, а так как стоимость номинирована в валюте, то с ростом доллара и евро цены будут расти еще больше. Между тем у многих дорогостоящих препаратов существуют более дешевые аналоги – цены могут различаться до 10 раз! Хотите примеры?

Головную боль можно снять и нурофеном, который стоит 100 рублей, и ибупрофеном за 10–12 рублей – действующее вещество в обоих случаях одно и то же – ибупрофен.

Сбить температуру можно панадолом за 40 рублей и банальным парацетамолом, который ровно в 10 раз дешевле – 4 рубля, а действующее вещество в обоих случаях – парацетамол.

Цены – боль

Даже Всемирная организация здравоохранения обмолвилась, что для лечения основных болезней вполне хватило бы 200 лекарственных препаратов, а в мире наштамповано порядка 12 тысяч наименований. Почти все из них есть на российском рынке: ввозные пошлины на лекарства у нас одни из самых низких в мире – 5–10%, поэтому везти нам таблетки-микстуры-порошки очень выгодно. На основе того же парацетамола существует с десяток разных лекарственных средств, и многие из них облегчают не только состояние здоровья, но и кошелек пациента. 

– Сегодня как никогда фарм-индустрия наживается на пациентах и их неграмотности, – считает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – Фармакологический бизнес вышел на позиции одного из самых прибыльных и могущественных в мире, и часто основная цель не столько в излечении больного, сколько в получении прибыли. По сути, пациент и его здоровье зависят от коммерческих интересов всей цепочки – от исследовательской фармлаборатории до аптечного прилавка.

Сегодня в России врач при выписке рецепта имеет право указывать только международное непатентованное наименование – то есть действующее вещество, которое может содержаться в основе 10–15 самых разных препаратов, как дешевых, так и довольно дорогих. Пациент отправляется с таким рецептом в аптеку, и получается, что окончательный выбор остается за провизором. Который, конечно, заинтересован продать более дорогое лекарство. И не факт, что более эффективное.

Таблетки из мела

Даже чиновники Минздрава сегодня признают, что каждое пятое – десятое (по разным оценкам) лекарство – поддельное либо не соответствует стандартам качества. Подделывают, конечно, наиболее известные и дорогие препараты – изготавливать кустарным способом копеечное средство мошенникам просто нет смысла.

– Это как с подделкой денежных купюр – никто не будет печатать фальшивые сторублевки, это невыгодно, а вот пятитысячные купюры – запросто, – прокомментировал президент Общества специалистов доказательной медицины Виктор Власов. – К сожалению, наша система здравоохранения не нацелена на выявление подделок. Начиная с того, что Росздравнадзор не имеет права проводить внезапные проверки на медпредприятиях, а только после заблаговременного оповещения, когда у производителей есть возможность подготовиться к ревизии. Неудивительно, что мы практически не слышим о случаях выявления лекарственных фальсификатов – таблеток из китайского или индийского сырья (или вообще измельченного мела), изготовленных в подмосковных лабораториях силами далеких от медицины таджиков или узбеков. Получить документы на такой препарат проще простого. На базе запатентованного средства разрабатывается аналогичный по составу препарат, даже с похожим названием – просто название может отличаться на несколько букв. А что в нем содержится на самом деле, мало кто знает – за качеством таких лекарств-близнецов следят очень плохо. За одним проверенным лекарством может тянуться «хвост» его «родственников» с неподтвержденными свойствами. Давно ведутся разговоры про создание списка проверенных и одобренных дженериков (лекарств-аналогов), но до исполнения пока не дошло.

История большого обмана

Фармакологические компании обладают могуществом не только в голливудских блокбастерах. В профессиональных кругах группу фармгигантов называют Большой Фармой.

– Влияние капитала на медицинскую отрасль стало в последнее время огромным, – считает Александр Саверский. – Известны случаи, когда крупные частные компании проплачивают положительные заключения экспертов, и в результате на рынок попадают не всегда удачные препараты. Недавно даже ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы) обвинила чиновников Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в раздувании паники из-за «новых эпидемий» – свиного, птичьего гриппа, атипичной пневмонии. Свиной грипп при 10 тысячах заболевших вдруг был признан пандемией, в то время как эпидемиологический порог для обычного гриппа составляет 500 млн больных. Панику нагнетали и политики, и СМИ. Зато под шум этой информационной атаки фармакологические компании заработали огромные деньги – только в России на создание вакцины от свиного гриппа было потрачено 4 млрд рублей. Фармакология сегодня – это большие деньги и большие манипуляции.

Здоровье, конечно, купить нельзя. А вот грамотное лечение за адекватные деньги – вполне.

 


 

источник :  sobesednik.ru

вернуться в раздел новостей