В Перми создан совет по защите прав пациентов. Его цель — защищать права пациентов и оперативно решать их проблемы, говорится на официальном сайте министерства здравоохранения Пермского края. Курировать работу нового коллегиального органа, куда в том числе, вошло сразу несколько общественных организаций, представляющих интересы больных людей, будет глава ведомства Анастасия Крутень. Корреспондент PRM.ru разбирался, сможет ли совет по защите прав пациентов оказаться по-настоящему полезным для простых граждан.
О создании в Перми совета по защите прав пациентов стало известно в понедельник, 3 марта (приказ о его создании за подписью г-жи Крутень датируется 25 декабря), а инициатором создания совета стал губернатор Прикамья Виктор Басаргин, пояснила корреспонденту PRM.ru сопредседатель совета Татьяна Романовская. На официальном сайте минздрава указано, что совет будет собираться не реже одного раза в квартал.
На первом заседании нового совещательного органа, которое состоялось 26 февраля, Анастасия Крутень, заявила, что совет создан для того, чтобы оперативно решать возникающие у граждан проблемы: «Для нас важно наладить взаимодействие с общественными объединениями – благотворительными, правозащитными организациями».
В состав совета в частности вошли руководители таких благотворительных организаций как «Общество помощи инвалидам и больным муковисцидозом», «Берегиня», «Дедморозим», а также правозащитники и представители минздрава. Одной из тем, которую затронули на первом заседании совета практически все представители общественных объединений, стала проблема обеспечения льготных категорий граждан и тяжелобольных пациентов жизненно необходимыми лекарствами.
Стоит отметить, что на сегодняшний день при краевом министерстве здравоохранения уже действует общественный Совет (председатель — учредитель благотворительного фонда «Дедморозим» Дмитрий Жебелев). Кроме того, существует Совет по организации независимой системы оценки качества работы госучреждений здравоохранения.
Для чего нужен еще один, третий по счету совет, автору попытался объяснить г-н Жебелев:
«Как мне видится, совет по защите прав пациентов будет куда ближе к каким-то реальным потребностям и проблемам каждого конкретного пациента. Это такой прямой мостик между пациентами, которые обращаются в медицинские учреждения, и теми, кто весь этот процесс организует».
Дмитрий Жебелев также резюмировал, что пермякам, у которых возникли проблемы медицинского характера, «необходимо обращаться именно в совет по защите прав пациентов - там более реально будет сразу же получить какую-то поддержку, и донести информацию по конкретным проблемам».
Главный врач медсанчасти №7 города Перми Сергей Колодкин заметил в создании совета по защите прав пациентов логический процесс, который приближает местное здравоохранение к стандартам цивилизованных стран: «То, что такой совет создан при минздраве - глубоко правильно. Отдавая деньги в систему - лечебные учреждения и т. д. - минздрав и вышестоящие инстанции желают видеть: насколько эти деньги достигли конечной цели. А конечная цель, о которой мы всегда почему-то забывали, это показатель удовлетворенности населения предоставленными ему медицинскими услугами».
Защита прав пациентов действительно стимулирует развитие качества медицинских услуг, пояснил директор частной клиники Realmed Дмитрий Сафронов, отметив при этом, что контроль за их качеством не должен лежать на минздраве: «Я думаю, что это неправильно, но такова тенденции развития отношений в нашей стране».
Необходимость создания такого совета назрела давно, считает председатель «Общества защиты прав потребителей Пермского края» Дмитрий Толмачев: «Наконец-то власть обратила внимание на то, что нужно налаживать обратную связь с теми, кто непосредственно представляет интересы пациентов».
Претензии, с которыми пациенты обращаются за помощью к правозащитникам и юристам чаще всего, касаются некачествественного медицинского обслуживания, причинения вреда здоровью и врачебных ошибок, говорит директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых. При этом в последние годы суды, по словам юриста, все чаще встают на сторону пациентов:
«70-75% дел, касающихся медицинских споров, выигрываются пациентами. Суммы, которые удается взыскать, достаточно большие. К примеру, в прошлом году в Перми был создан прецедент: с лечебного учреждения удалось взыскать 3 млн рублей. Для сравнения — в 2000 году школьник, который после прививки против клещевого энцефалита стал инвалидом, получил за моральный вред компенсацию в сумме 30 тысяч рублей».
По словам Евгения Козьминых, отсудить деньги гораздо проще у государственных (муниципальных) медицинских учреждений, по той причине, что ее учредителем является администрация города или края: «Во-первых, она стабильно финансируется, а во-вторых, сейчас из фонда ОМС разрешено использовать денежные средства фонда на выплаты по искам пациентов».
Выиграть «медицинское» дело у частной клиники, сложнее, считает адвокат Владимир Обухов: «Существуют две проблемы — это размер компенсаций, присуждаемых судами даже в случае доказательства правомерности требования пациентов. У нас, как правило, взыскивают небольшие суммы - в пределах ста тысяч. Определенные сложности возникают и с судебно-медицинскими экспертизами, потому что, чего греха таить, это люди одной «корпорации»».
Максим Анфалов
источник : prm.ru