с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Врачи готовы принимать больных «по скорой», но им не разрешают властные директивы
12 Марта 2014 г.

Каждый день службе скорой помощи приходится бороться со временем, пробираясь сквозь городскую толчею, чтобы довезти пациента из спального района до больницы живым. Удивительно, но в отдельных случаях этого можно избежать: в городе существует как минимум одно полностью укомплектованное медицинское учреждение, находящееся вдалеке от вечно забитой Большевистской. Одна беда: врачи туда никого не везут, поскольку это заведение с неотложкой не работает.

 

Журналистам не раз приходилось слышать про те мучения, которые испытывают жители отдаленных сел и деревень, где на все поселение обычно приходится в лучшем случае по медпункту, а в аптечке у врачей, мягко говоря, не всегда имеются необходимые лекарства. Приезд скорой помощи в деревню сродни празднику — правда, очень печальному: в самом деле, даже самый отчаянный оптимист не может связать появление медиков с чем-то радостным.

Тем удивительнее было для нас узнать, что проблема эта касается и Новосибирска. Вот уже более десяти лет сотрудники первомайской неотложки вынуждены везти пациентов сквозь пробки, хотя рядом, буквально в получасе езды, находится полностью укомплектованная больница: Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ СОМЦ ФМБА), она же «водники», она же бассейновая и находится на Одоевского, 12.

—?В тяжелом состоянии человеку лучше начать оказывать помощь здесь и сейчас, в ближайшем стационаре, а не везти его по городским пробкам. Но, к сожалению, альтернативы у нас сейчас нет, — рассказала корреспонденту «МК в Новосибирске» Надежда Мельникова, начальник первомайской подстанции скорой помощи.

Ситуация тем печальнее, что раньше в Первомайском районе существовало целых два учреждения, готовых оказать оперативную помощь местным жителям: отделение железнодорожной больницы и все тот же ФГБУЗ СОМЦ ФМБА.

—?Помню, как в девяностые годы моей подруге потребовалось срочно вырезать аппендицит, — делится воспоминаниями Татьяна К., — и ее прооперировали здесь, а не повезли в город.

Ныне «железка» превратилась в отделение сестринского ухода, а бассейновая больница в директивном порядке отказалась брать пациентов «по скорой», сосредоточив свое внимание на платных услугах. По словам сотрудников неотложки, сегодня человеку, у которого прихватило сердце или открылась язва, приходится бороться не только с болью, но и со временем.

Поскольку в списке больниц на госпитализацию ФГБУЗ СОМЦ ФМБА не значится, медики вынуждены доставлять людей во вторую скорую (если дело касается хирургии) или в больницу №?10 (во всех остальных случаях). Стоит ли говорить, что путь к этим клиникам проходит сквозь оживленную Большевистскую улицу? Как результат, оказание помощи пациентам превращается в «увлекательную» игру, ставка в которой — человеческая жизнь.

Наперегонки со временем

Поздним вечером у Станислава М. стало плохо с сердцем. Родные вызвали скорую, однако приехавшая по вызову бригада не смогла забрать мужчину на госпитализацию, мотивируя это тем, что у медиков нет под рукой специально оборудованного реанимобиля. А без него госпитализация невозможна — велика вероятность летального исхода.

Лишь после того, как семья Станислава повторно вызвала врачей, требуемую машину к дому подогнали, а главу семейства отправили во вторую скорую. Как водится, повезли сквозь городские пробки, через которые к вечеру не то что на автомобиле — на велосипеде не проедешь. Мужчина скончался в реанимации. Ему было немногим больше пятидесяти.

Здесь надо сделать небольшое отступление и пояснить, что Станислав жил недалеко от остановки Матвеевка, от которой до Бассейновой больницы пятнадцать минут езды. Но повезли его именно во вторую скорую, поскольку, как уже было сказано выше, альтернативы у врачей попросту нет.

Жертвы Гиппократа

Безусловно, огульно обвинять в нарушении самой главной своей клятвы врачей ФГБУЗ СОМЦ ФМБА не стоит: у них есть свои директивы, выйти за пределы которых они попросту не могут.

—?Знаете, на самом деле это, скорее, административная ошибка, нежели злой умысел. И решать ее надо именно на уровне руководства, — отмечает главный консультант «Лиги защиты пациентов» Марина Зубкова. — Конечно, есть и клятва Гиппократа, да и в прокуратуру пойти никто пациентам или врачам не запрещает. Однако давайте будем реалистами: медики не могут оказывать помощь бесплатно, а страховые компании очень вероятно попросту не работают с данным федеральным центром. И получается такая ситуация: больницы сейчас находятся в основном на самофинансировании, и если они возьмут одного пациента, то дальше непременно появится второй, третий, пятый, десятый. В результате непременно встанет вопрос: почему этого человека приняли, а пятому или десятому отказали.

В разговоре с корреспондентом «МК в Новосибирске» главный врач бассейновой больницы Олег Зарубенков подтвердил, что проблема лежит в первую очередь в административной плоскости:

—?Просто-напросто, мы не работаем «по скорой». У нас даже нет лицензии. Мы оказываем сугубо плановую стационарную помощь. Тем не менее в экстренных случаях мы берем пациентов, что называется, «с улицы». Например, если человеку стало плохо с сердцем или он получил тяжелую травму.

По словам Олега Александровича, главная задача его учреждения — это оказание помощи так называемому специальному контингенту — работникам вредных предприятий. Но несмотря на то, что в бассейновой есть все необходимое техническое оборудование для оказания неотложной помощи пациентам скорой, у врачей фактически связаны руки.

Превращение больницы из федерального учреждения в муниципальное (входящее в состав Минздрава и прикрепленное к определенному субъекту РФ. — Прим. автора) и начало работы с неотложкой влечет за собой изменение штатного расписания, расширение персонала и в конечном счете вливание дополнительных бюджетных средств.

—?Сейчас мы берем немного людей на плановую госпитализацию. Кстати, в первую очередь именно жителей Первомайского района, — отмечает Олег Зарубенков. — Мы просим увеличить госзаказ, поскольку готовы оказывать в три раза больше помощи городу и региону, но федеральный бюджет не выделяет на это средства, а страховые компании нас к себе не берут. Поэтому если поставят перед нами задачу участвовать в неотложной помощи и решат этот вопрос на уровне субъекта, то мы будем оказывать такую помощь. Проблемы в этом нет.

Вот и получается, что пока «наверху» вопрос о присоединении бассейновой больницы к муниципалитету не решен, врачи скорой помощи играют в русскую рулетку. И в ситуации этой нет ни правых, ни виноватых — есть лишь административный ресурс и госзаказ.

 


 

источник :  novos.mk.ru

вернуться в раздел новостей