Национальная медицинская палата предлагает пересмотреть систему защиты врачей и пациентов в случаях оказания некачественной медицинской помощи, а также активнее использовать систему досудебного урегулирования конфликтов.
Основными проблемами в вопросах решения конфликтов между врачами и пациентами специалисты называют отсутствие эффективных механизмов защиты обеих сторон, необъективную работу института судебно-медицинской экспертизы, противоречия в нормативно-правовой базе, приводящие к неоднозначности трактовок действий врачей, неразвитость инструментов досудебного урегулирования конфликтов.
По словам Леонида Рошаля, президента Национальной медицинской палаты, в России до сих пор не существует структур, которые бы на государственном уровне защищали врачей в случае конфликта с пациентами. Об этом он заявил на конференции «Медицина и право», прошедшей в Москве.
Досудебное разбирательство в России представлено лишь понятием «экспертиза качества медицинской помощи». За рубежом же, например, в Германии в досудебном порядке решаются 80% всех спорных ситуаций в медицинских учреждениях, а их рассмотрение строится на обезличенной независимой профессиональной экспертизе качества оказания медицинской помощи, которую проводят представители различных врачебных палат. Как отмечает Леонид Рошаль, именно такая система должна лечь в основу реализации пилотных проектов досудебного разбирательства в российских регионах.
В качестве примера эффективной работы врачебной палаты Леонид Рошаль привел опыт Смоленской области, в которой врачебная палата существует уже 5 лет. За это время специалисты рассмотрели более 700 жалоб по поводу ненадлежащего оказания медицинской помощи и проблем льготного лекарственного обеспечения, только два случая были рассмотрены на Третейском суде, остальные урегулировались на досудебном уровне. Врачебная палата заключила соглашения с департаментом здравоохранения области и с Росздравнадзором, чтобы помогать решать жалобы, не доводя дела до суда. Пациенты могут обратиться в палату, так как во всех медицинских организациях Смоленской области есть ее адрес и телефон. Также в договорах с медицинскими организациями и пациентами при оказании платных услуг указывается, что в случае конфликта дело может быть рассмотрено в Третейском суде.
(На что жалуются пациенты петербургских клиник, читайте здесь)
Однако, чтобы все это работало, необходима объективная система независимой экспертизы качества медицинской помощи.
«Невозможно никакой медиации и невозможно никакого решения Третейского суда, если в основе его не лежит справедливое и компетентное экспертное решение. С экспертным решением у нас в стране есть проблемы, их очень и очень мало, – говорит Алексей Старченко, сопредседатель комитета по независимой экспертизе качества Нацмедпалаты. — На сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что серьезного и справедливого судопроизводства по вопросам медицины в нашей стране практически нет».
Помимо проблем неразвитости системы защиты врачей и пациентов, а также системы досудебного урегулирования конфликтов, в российском законодательстве много противоречий. Именно они стимулируют возникновение конфликтов и неоднозначность трактовок действий врача.
(Куда обращаться с претензиями на качество медицинской помощи в Петербурге, узнайте здесь)
«Представители медицинской сферы, совершая какие-то, может быть, с юридической точки зрения неправомерные или даже противоправные действия, не виновны в этом, потому что есть разночтения в нормативно-правовых актах», – отметила Анна Филатова, заместитель директора Научно-исследовательского института Российской правовой академии при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Чтобы избавиться от противоречий в законодательстве Национальная медицинская палата предлагает также включить в процесс аудита нормативно-правовых актов, готовящихся к подписанию Министерством здравоохранения, представителей профессионального сообщества.
источник : doctorpiter.ru