Несколько лет назад Николай Заярный из села Черная Падина под Саратовом, как и тысячи других ребят, отправился на заработки в Москву. По иронии судьбы устроился на строительную площадку прямо напротив клиники Бакулева. Крепкий, здоровый 25-летний парень и не подозревал, что спустя всего несколько месяцев вернется сюда же со второй группой инвалидности и бумагой: срочно нужна пересадка сердца…
С донорским сердцем повезло
- Коля раньше на здоровье никогда не жаловался, - вспоминает сестра Николая Елена Маштакова. - А когда два года назад осенью вернулся в Саратов, у него вдруг начались сильная одышка, кашель. Сначала у брата нашли бронхит, а потом пошло осложнение на сердце. В мае Коля получил вторую группу инвалидности и направление в Москву.
Там саратовцу поставили диагноз «дилатационная кардиомиопатия» - заболевание сердечной мышцы, при котором снижается ее сократительная функция и увеличиваются полости сердца. Чтобы жить дальше, нужна была пересадка сердца.
Для парня из глубинки такая операция - это почти нереально. Но Маштаковы добились, чтобы Коля попал в клинику Бакулева. Вскоре нашлось донорское сердце, а оперировал парня лично Лео Бокерия.
- Операция прошла успешно: после нее Николай пробыл у нас месяц, и весь реабилитационный период был гладким, - говорит Азиза Махмудова, младший научный сотрудник Центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева РАМН, лечащий врач Николая.
Но чтобы чужое сердце прижилось, нужны были лекарства. При выписке парню выдали длинный список - более десяти наименований. Большую часть таблеток он должен был купить сам, и только два - «Циклоспорин» и «Майфортик» - должны были выдавать бесплатно в больнице по месту жительства - Ершовской ЦРБ. Принимать их Николай должен был строго по расписанию: два раза в сутки, в 10 утра и 10 вечера.
Парня выписали из московской больницы 15 октября, но на прием к врачу в Ершове он смог попасть лишь 21-го (дни на дорогу плюс выходные) - за сутки до того, как закончились выданные в Бакулева препараты.
«Ожидайте в течение 30 дней»
- В ЦРБ его успокоили, сказали, лекарства будут. Но первый, второй день - никаких ответов, - вспоминает Елена. - Я начала звонить в министерство, в лекарственный отдел, а мне отвечают - ожидайте в течение 30 дней. Но у нас и дня не было! Мы прошерстили весь Интернет, но в аптеках нужных нам лекарств не было.
Счет шел уже на часы. Елена пробилась к заместителю министра и… лекарства нашлись! Но к тому времени Николай не принимал таблетки уже трое суток. Через четыре дня, 29 октября, он скончался по дороге в саратовскую больницу.
Врачи уверены - у Николая были все шансы на жизнь.
- Именно в первые полгода особенно важно следовать всем рекомендациям и соблюдать график приема лекарств - в это время в организме идут особенно сильные процессы, он пытается бороться с сердцем как с чужим. Препараты, выписанные Николаю, были обязательны - это отработанная схема ведения этих больных. В условиях приема препаратов риск отторжения сердца есть, но он на самом деле минимален, - говорит Азиза Махмудова. - Мог ли стать трехдневный перерыв фатальным? Безусловно, мог и, скорее всего, стал. Кстати, эти лекарства есть в снабжении, и проблем с ними никогда не возникало: мы говорим сейчас не только о Москве, но и о других городах, независимо от удаленности от центра.
Версия саратовского минздрава: задержки не было
Родные не могут поверить в случившееся: получив шанс, один из тысячи, Николай погиб из-за бюрократических проволочек. В Министерстве здравоохранения комментировать «Комсомолке» ситуацию отказались, сославшись на врачебную тайну. А вот Елене прислали письменный ответ. Согласно данным минздрава, Николай действительно обратился в ЦРБ 21 октября. Только вот трехдневного перерыва, судя по данным чиновников, не было:
- По данным администрации ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева» РАМН, Николай Иванович был обеспечен лекарственными препаратами до 24 октября. В день обращения в поликлинику администрацией Ершовской ЦРБ была сформирована заявка на лекарственные препараты для Николая Заярного. 24 октября он был включен в федеральный реестр. 25 октября администрацией Ершовской ЦРБ лекарства доставлены из Саратова и вручены лично в руки Николаю, - говорится в ответе министерства Елене.
В минздраве отметили, что по вопросу лечения Николая проведена документарная проверка - «нарушений в действиях медицинских работников не выявлено».
По закону никто не виноват?
Была ли на самом деле трехдневная задержка и могла ли она стать фатальной, сейчас выясняют следователи.
- Проводится доследственная проверка, устанавливаются все обстоятельства, послужившие причиной смерти. По результатам проверки будет принято соответствующее решение, - рассказала «КП» руководитель пресс-службы СУ СК РФ по Саратовской области Анна Марусова.
Надзором за обеспечением больных лекарственными препаратами занимается прокуратура. Но в ведомстве нам объяснили: по всем подсчетам, лекарства Николаю предоставили в срок - по крайней мере в тот срок, что указан в законе.
- Правила получения лекарств четко прописаны - в начале года каждая больница сообщает в областной минздрав о потребности своих пациентов в жизненно необходимых лекарствах, - говорит Виталий Медников, прокурор отдела по надзору за соблюдением законодательства в социальной сфере Саратовской областной прокуратуры. - Министерство формирует общую заявку, в бюджет закладывается определенная сумма на эти цели, проводится аукцион. Естественно, случается, что пациент встает на учет не только в январе-декабре. В таком случае по закону у министерства есть 10 дней, в течение которых они обязаны предоставить пациенту лекарства. За это время чиновники должны внести корректировки в бюджет, сделать заказ и так далее. Правонарушением считается задержка в десять дней и более - прокуратура тут же вмешивается и принимает меры.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
«Это не первая и не последняя жертва»
Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики, эксперт по здравоохранению:
- Такой громкий случай, когда пациент погиб из-за отсутствия льготных лекарств, обнародован в нашей стране впервые. Но на самом деле жертва не первая. И, увы, не последняя. Сложилась парадоксальная ситуация: государство вкладывает огромные деньги в дорогостоящие операции, а потом фактически бросает человека на произвол судьбы. Да, льготные лекарства предусматриваются, но, чтобы получить их, нужно пройти столько кругов ада, что пациент может просто не выдержать.
В то же время система закупки льготных лекарств сейчас такова, что приобретаются самые дешевые препараты. Далеко не всегда они оказываются настолько же эффективными, как более дорогие аналоги. А после тяжелых операций рисковать нельзя.
Если родственники Николая Заярного обратятся в суд, то, думаю, у них велики шансы добиться назначения компенсации за гибель парня. В России в случае смерти пациента средний размер выплат сейчас составляет 1,5-2 миллиона рублей.
Записала Анна ДОБРЮХА.
«Покупайте лекарства сами»
Дмитрий Айвазян, адвокат «Лиги защиты прав пациентов»:
- В условиях нынешнего законодательства выход для больных может быть один: пока вы встаете на учет в районной больнице, пока вас вносят в списки и реестры, пройдет время, которое терять нельзя. Ищите лекарства сами - через Интернет, в соседних регионах, покупайте на свои деньги. Позже через прокуратуру, через суд вы сможете добиться возмещения своих затрат, если у вас есть чек и есть рекомендация о том, что эти препараты должны быть вам предоставлены бесплатно.
источник : www.kp.ru