с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Пятьсот тысяч рублей за смерть
02 Апреля 2014 г.

Из-за неправильных диагнозов, ненужных операций, заражения крови и других врачебных ошибок в России ежегодно гибнут более 50 тысяч человек. При этом судебных процессов по этим делам у нас в разы меньше. И нередко из-за угрозы уголовной ответственности врача эксперты покрывают ошибки коллег. В Российской лиге защиты прав пациентов считают, что административная ответственность врача в этих случаях будет гораздо действеннее. Лига подготовила и передала в Госдуму поправки к Кодексу об административных правонарушениях. Об этом сообщил президент Лиги, член экспертного совета при правительстве РФ Александр Саверский.

 

Пятьсот тысяч рублей за смерть

 

СТРАХОВЩИКИ БЕРУТ ДЕНЬГИ МОЛЧА

- В соответствии с данными Фонда обязательного медицинского страхования ежегодно 10% диагнозов в России ставятся неправильно. Однако патологоанатомы утверждают, что процент надо увеличить как минимум вдвое. То есть до 20 - 25%, - начал Саверский. - Таким образом, если брать количество ежегодных госпитализаций - 40 млн, то по данным ФОМС мы имеем как минимум 4 млн врачебных ошибок ежегодно. От них более 50 тыс. человек в год умирает.

По данным исследований прошлых лет, около половины опрошенных признались, что действительно сталкивались с нарушениями и ошибками в медицинской сфере. Однако в нашей стране до суда доходят далеко не все случаи, даже связанные со смертью людей! По таким случаям происходит не более 700 судебных разбирательств в год, из которых примерно 350 заканчиваются судебными решениями. Две трети судебных решений выносятся в пользу пациентов.

- Ваша организация ведет эти процессы?

- Нет. Мы не можем обеспечить защиту всех граждан страны, так как не имеем постоянного финансирования и являемся общественной организацией. Обеспечивать своих граждан необходимым уровнем защиты по идее должно государство... Нам удалось за 14 лет создать методологию защиты прав пациентов. Она доступна, опубликована на сайте.

- Каковы суммы компенсаций?

- Средняя сумма возмещения ущерба - около 100 тыс. рублей. Рекорд компенсации был установлен в 2008 году, по делу о заражении пациентки ВИЧ - 3,5 млн рублей. Еще несколько человек из Новосибирска, Новороссийска и Санкт-Петербурга, которые стали в результате лечения инвалидами I группы, получили по 2 - 2,5 млн рублей. Обычная практика в Москве - 400 - 500 тыс. рублей за смерть человека, и эта цифра не меняется с 2006 года. А до 2006 года размер возмещения по таким делам составлял 4 - 5 тыс. рублей.

Но часто страховые компании взыскивают компенсации с медицинских учреждений и не ставят в известность пострадавших. Страховщики не сообщают о случаях врачебных ошибок, поскольку они не заинтересованы в этом. Ведь кроме судебного иска к медучреждению пострадавшие могут подать иск и к страховой компании.

И врача нелегко привлечь к ответственности. Эксперт смотрит - могут посадить коллегу или нет? Если есть хоть какая-то вероятность, что коллегу посадят, врач медэкспертизы пишет чушь. Вроде: “Ухудшение состояния больной совпало по времени с проведением операции”. Или профессор медицины в интервью говорит: “Антибиотик при сепсисе? Ну, знаете, это небезопасно”. При этом он прекрасно знает, что антибиотик при сепсисе необходим.

Мы подготовили и передали в Госдуму проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Предлагается для врачей, которые допустили ошибку, либо выписать административный штраф от 100 рублей до 150 тысяч рублей, в зависимости от тяжести нанесенного ущерба, либо лишить их врачебной практики на срок от двух месяцев и вплоть до пожизненного лишения врачебной практики, если это совсем из ряда вон выходящий случай

При системе административной ответственности исчезает стимул “защитить” коллегу. И у врача появляется стимул учиться - необходимо будет сдать экзамен, иначе работать ему больше не дадут.

ХАМСТВО - ГЛАВНАЯ ОШИБКА ВРАЧА

- По вашим наблюдениям, в каких случаях пострадавшие решаются идти в суд и судиться до конца?

- В первую очередь это хамство. 90% конфликтов - результат неумения и нежелания разговаривать с пациентами. Если врач нашел правильные слова, он не окажется за решеткой.

Взять хотя бы случай, когда у офицера службы безопасности президента родился ребенок, а в роддоме его жена и сын заболели и умерли. Отец пришел к главврачу, а тот ему говорит: “Это ты виноват, ты сам их заразил!” Представляете? Хорошо хоть офицер сразу его в окно не выкинул, не сообразил, видимо. Но была война - юридическая - и победителем в ней был вовсе не главврач этого роддома.

- В каких отраслях медицины больше всего фатальных для пациента врачебных ошибок?

- В стоматологии. На втором месте - акушерство и гинекология. Затем идет хирургия, особенно пластическая. Здесь много просто диких случаев. Вот недавно приезжает к нам девушка - на своих двоих, но после года лежания в кровати. Я, говорит, решила на 4 сантиметра удлинить ноги. Ей их сначала сломали (представляете себе врача, который ломает пациенту здоровые ноги?), а потом еще заразили стафилококком. Еще одна девушка с внешностью фотомодели сделала липосакцию - теперь на кладбище.

Если говорить о бесплатной медицине, то одна из проблем нашего здравоохранения - для пациента выбор врача ограничен. В статье 21 “Выбор врача и медицинской организации” ФЗ 323 “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” читаем: “При оказании гражданину медицинской помощи... он имеет право на выбор медицинской организации... по территориально-участковому принципу”. То есть я прикреплен к своему участку и никакого выбора на самом деле у меня нет. И полис обязательного медицинского страхования (ОМС), который создан для внутрисистемных расчетов, тоже ограничивает мой выбор. В основе этой проблемы - неверное прочтение государством статьи 41 Конституции РФ, которая гласит, что медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях за счет бюджетных, страховых и иных поступлений. Согласно этой норме, не нужно даже иметь полис ОМС - достаточно подтвердить гражданство, чтобы получить помощь.

А вообще, если вы почему-либо не доверяете какому-то специалисту или медицинскому учреждению, я всегда советую: если вы были в обычной, бесплатной поликлинике, обратитесь в платную. И наоборот. Дело в том, что мотивация у тех и других разная. В бесплатной медицине от вас хотят поскорее избавиться, а в платной на вас хотят заработать. Так что истина будет где-то посередине.

КОНЕЦ БЕСПЛАТНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?

- В чем сегодня, на ваш взгляд, главная опасность для здравоохранения?

- Я думаю, в попытке соединения платного и общедоступного здравоохранения, это так называемое государственно-частное партнерство (ГЧП). Почему? Потому что о нем в законе ничего не написано. В Конституции четко сказано, где оказывается помощь бесплатно - в государственных и муниципальных учреждениях. Все. Исчерпывающий список. Замечу, здесь нет ни слова про объемы помощи, но очевидно, что медицинская помощь должна быть достаточна, иначе зачем она нужна? Ни один закон, ни один нормативный акт эту норму Конституции, это право не повторяет, но уже в основном законе о здравоохранении мы можем прочитать, что государство гарантирует нам помощь определенного объема согласно базовой программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

А теперь представьте, что на месте государственного учреждения создано с использованием имущества этого учреждения (площади, оборудование, лекарства, кадры) другое юрлицо - некое государственно-частное партнерство, которое помощь нам оказывать бесплатно не обязано. С созданием ГЧП мы утрачиваем право на бесплатную медицинскую помощь.

К тому же в предстоящие три года государственное финансирование здравоохранения сократят на 400 млрд рублей. То есть в скором времени даже относительно бесплатная государственная медицина может окончательно превратиться в частный бизнес. Падение уровня и доступности здравоохранения может стоить жизни миллионам людей.

Здравоохранение - особая сфера. Здесь больной попадает в зависимость от медицинской организации, и ни о какой автономии его воли, ни о каком равенстве сторон, ни о каких гражданско-правовых сделках, к которым мы привыкли при покупках, говорить не приходится. Это сфера административного регулирования, поэтому в ней столько приказов, стандартов и прочего.

ГЧП - это скрытая приватизация, прямой путь к выкупу прав на объект концессии, это очевидно, и об этом уже говорят в правительстве. И вот что будет со всем этим дальше: ОМС станет приманкой для пациентов, которых будут завлекать для того, чтобы вытащить из них побольше денег, и все это будет замешано на страхе и асимметрии информации в платном секторе. А затраты будут уменьшаться, конечно: иначе что это за бизнес, который не экономит на площадях, на кадрах, на лекарствах, на оборудовании?

Это уже происходит в платных клиниках, да и в государственных - с нарушением Конституции, разумеется. Пациентам навязывают диагнозы и ненужные способы лечения, о приписках я даже не говорю. И контролировать это в нынешних условиях нереально.

Чтобы избежать окончательного превращения медицины в частный бизнес, Лига пациентов подготовила и разместила на своем сайте декларацию о сохранении государственного здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России. В ней мы требуем от президента остаться гарантом Конституции, сохранив и государственные учреждения здравоохранения, и достаточную бесплатную медицинскую помощь в них. Чтобы быть услышанными, нам нужны ваши подписи!

 



источник :  www.solidarnost.org

вернуться в раздел новостей