с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

90% всех конфликтов в здравоохранении происходит из-за нежелания признавать свои ошибки
11 Апреля 2014 г.

Теме взаимоотношений врача и пациента, врачебных ошибок и пациентских исков было посвящено вчера, 10 апреля, одно из заседаний конгресса «Человек и лекарство».

 

Уверенность в собственной непогрешимости играет с иными врачами роковую роль, отмечали в ходе заседания эксперты, особенно в тех случаях, когда жизнь и смерть человека находится буквально в их руках. Однако, как считает президент Лиги пациентов Александр Саверский, ощущение, что профессия врача – над законом и богом, в корне неверное. Так же как и представление о медицине как искусстве. На самом деле это набор технологий, которые дают определенный результат, а представление что это – искусство (англ. art), скорее всего, вызвано трудностями перевода, предположил президент Общества доказательной медицины Виктор Власов. 

Человеческий фактор

В подавляющем большинстве случаев (90%), по мнению Саверского, проблемы между пациентом и врачом возникают из-за неумения медика разговаривать с пациентом и его близкими и из-за нежелания признавать свои ошибки.

Что должен сделать врач, совершивший ошибку, чтобы предотвратить развитие конфликта? Саверский привел в качестве примера случай с женщиной, рожавшей в Болгарии. По вине акушера она перенесла тяжелейшую операцию, вследствие которой уже не сможет иметь детей, и врач на коленях просил у нее прощения. «Я не призываю всех вставать на колени, – сказал глава Лиги пациентов, – но модель поведения в случае конфликта необходимо создать. А не убегать от проблем, не прятаться, не перекладывать вину на других. Понимание, что вы сделали все возможное, и у вас есть право на ошибку, делает вас настоящим врачом».

По словам экспертов, в США в свое время, чтобы уберечь пациентов и врачей от ошибок, было принято решение перед операцией помечать подлежащую хирургическому вмешательству руку или ногу. А чтобы исключить возможную невнимательность медика, это поручили делать самому пациенту, – уж он-то не должен был забыть, левую или правую конечность ему должны прооперировать. Но оказалось, что человеческий фактор распространяется на всех, и пациенты также ошибались со своими руками-ногами. «Ошибки возникают из-за системных сбоев, и предотвращать их можно лишь путем создания безопасной системы», – заявил Власов. 

Причины недовольства

На что же чаще всего жалуются пациенты? Основной поток жалоб, по словам Саверского, приходится на проблемы, связанные с инвалидностью: кому-то ее сняли, кому-то не дали. Второй большой поток претензий – к лекарственному обеспечению.

«Деньги становятся барьером на пути получения медицинской помощи в России», – сказал эксперт и добавил, – Платность медицинской помощи – еще одна устойчивая жалоба».

Если говорить о той медицинской помощи, которой чаще всего недовольны граждане, то на первом месте предсказуемо стоит стоматология. Она практически вся платная, и в этой сфере наиболее выражено потребительское отношение: человек заплатил деньги и хочет получить за них определенную услугу. За стоматологией следуют акушерство, гинекология и хирургия. Но одной из самых трудных категорий дел являются дела, связанные с неоказанием медицинской помощи, поскольку доказать вину вследствие бездействия медика очень трудно. С другой стороны, врач и сам подчас не знает, что он может и должен, а что нет, а формирующая структура, которая это регламентировала бы, не создана. 

Защита врачей и пациентов

«Объективная экспертиза действий врача сегодня невозможна», – уверен ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко, и перечисляет причины такой убежденности. Нормативные документы носят либо очень общий, либо, напротив, фрагментарный характер. К тому же они часто противоречивы и провокативны. А комментарии и мнения должностных лиц расходятся с текстом нормативных актов.

Много вопросов вызывает судебно-медицинская экспертиза, которая часто бесконтрольна, ангажирована и необъективна. В подтверждении своих слов Алексей Старченко приводит «несуразности» закона. Например, он вроде бы дает право пациенту на выбор врача, но на самом деле воспользоваться им нельзя, поскольку для этого требуется согласие врача.

Такие «несуразности» выходят боком и врачу. Старченко подробно разобрал их, отвечая на вопросы собравшихся медиков. В частности, вопрос добровольного согласия или отказа от госпитализации. В прежней редакции закона требовалось письменно перечислить последствия такого отказа, а сейчас достаточно устного объяснения врача. Но если дело дойдет до суда, оно не сможет служить защитой. Как пояснил корреспонденту РИА АМИ Старченко, отсутствие нормы из предыдущего закона – провокация, нужно обязательно в письменном виде перечислять возможные последствия.

Статья 70 ФЗ-323 говорит, что врач имеет право отказать пациенту в приеме. Но, по мнению Старченко, эта норма также провокативная. Предыдущий закон требовал мотивации, обоснования такого решения, например, если пациент не выполняет назначений. Сейчас врач имеет право отказаться от пациента без всякой мотивации, но спикер предостерегает от такого шага и советует все же делать это по очень веским причинам. Также он отметил, что хамство пациента или то, что врач принимает за хамство, таковыми не является. В конце концов, это же больной человек, надо быть терпеливее и снисходительнее, подчеркнул Старченко.

Елена Бабичева

 



источник :  ria-ami.ru

вернуться в раздел новостей