Министерство здравоохранения и социального развития РФ готово ввести в России практику независимой экспертизы медицинской помощи. Как сообщила заместитель главы Минздравсоцразвития Вероника Скворцова в рамках круглого стола в Совете Федерации, соответствующее положение можно внести в обсуждаемый сейчас проект закона "Об основах охраны здоровья" в РФ. Однако при этом потребуется как длительный период внедрения такой практики, переходные формы и этапы, так и принятие ряда условий.
Например, по мнению В.Скворцовой, потребуется введение механизма аккредитации каждого медицинского работника с указанием конкретного перечня допусков специалиста, вида оказываемой им помощи. "Должна быть возможность спросить с врача за предоставленный объем помощи", - подчеркнула заммиминистра.
По ее оценке, полноценно такая система сможет заработать не ранее 2017г., когда будут выпущены из вузов первые специалисты, обученные по новым стандартам. "Тогда может рассматриваться вопрос о передаче ответственности конкретным врачам", - отметила В.Скворцова, напомнив, что сейчас ответственность за результаты лечения лежит на медучреждении.
Также рост ответственности врача потребует и повышения зарплат, социального статуса медработника, уверена заммиминистра.
"Сейчас даже если врач все продаст, что у него есть, он не расплатится за врачебную ошибку", - подчеркнула В.Скворцова.
По ее мнению, следующим шагом в создании системы персональной ответственности врачей и независимой экспертизы результатов лечения - это формирование объединения врачей с механизмами корпоративной ответственности за каждого его члена.
Наконец, потребуется воспитать независимых экспертов. "На Западе проверяют каждого эксперта по принадлежности к каким-либо фармкомпаниям, по принципу лоббирования отдельных профессиональных групп", - привела пример В.Скворцова. Таких специалистов, по ее словам, необходимо растить. "Сделать экспертов просто так из тех, кто есть в государственной системе, невозможно", - уверена она.
В защиту введения независимой медицинской экспертизы сейчас говорят ряд российских общественных организаций. Так, председатель некоммерческого партнерства "Национальное агентство независимой медицинской экспертизы" Алексей Старченко отметил, что пациент вправе рассчитывать на независимую экспертизу. Этим может заниматься комиссия при какой-либо профессиональной ассоциации.
Однако в этой ситуации, как отметил глава Российского кардиологического научно-производственного комплекса Минздравсоцразвития РФ Евгений Чазов, в законопроекте нужно четко предусмотреть, кто будет страховать врача. В США за 1 год формулируется 100 тыс страховых исков в области оказания медицинских услуг.
В свою очередь, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев особо подчеркнул, что нельзя подменять страховой и государственный надзор. "Необходимо усиление надзора и придание контролирующим органам прав на проведение процедур расследования", - уверен он. Сейчас, по его оценке, Федеральная служба РФ по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) практически лишена надзорной функции и несет только лицензионный контроль. "Это пришли, если впустили - посмотрели", - описывает он процедуру допуска госслужащих ведомства в медучреждения.
Некому, по его мнению, будет надзирать и за основанием предоставления платных услуг государственными медучреждениями. "Работающий человек, возможно, будет вынужден официально покупать место в очереди к специалисту", - привел он пример необоснованно вводимой платной услуги.
При этом Т.Нижегородцев считает, что стоило бы обратить внимание на опыт антимонопольных органов России и внедрить его в практику здравоохранения.
"Редукция надзора - опасная идея", - подчеркнул Т.Нижегородцев. Но к этому может привести и разделение надзора между властью федеральной и региональной властями, считает он.
источник : вернуться в раздел новостей
http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20110831235018.shtml