Государственная Дума готовится рассмотреть в первом чтении поправки в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Действующая редакция документа предполагает, что с 2015 года закупка медикаментов для больных с некоторыми тяжёлыми и редкими диагнозами должна вестись не из федерального бюджета, как сейчас, а за счёт средств регионов. Это положение, по мнению парламентариев, следует изменить. Почему?
На плечи региона
Депутаты считают, что если не отложить действие этой нормы закона до 2018 года, есть риск, что оперативно выделить деньги на подобные медикаменты смогут не все субъекты. Поправка, как поясняют эксперты, своевременная — с начала нынешнего года система отечественного здравоохранения претерпела одно тревожное преобразование.
«Речь идёт о больных с очень тяжёлыми, опасными для жизни диагнозами — к примеру, гемофилией или муковисцидозом. Курс лечения для одного пациента может достигать нескольких миллионов рублей. Понятно, что денег на это в ближайшем будущем во многих субъектах просто не хватит», — рассказал «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Олег Куликов.
Чреваты грядущие перемены и другими проблемами. «Во-первых, в результате децентрализации государственных закупок указанных лекарственных препаратов произойдёт увеличение количества торгов как минимум в 83 раза. Что приведёт к росту накладных расходов заказчиков на подготовку кадров, составление документации, обоснование цены, планирование, участие в рассмотрении жалоб, организацию повторных процедур. Во-вторых, производители лекарственных средств не могут принимать участие в таком количестве торгов, а значит, предлагаемая производителями цена не будет включать существующие сейчас объёмные скидки, снижающие цены поставок, и на региональных аукционах будут участвовать многочисленные посредники, поставляющие препараты с максимально возможной надбавкой», — указано в пояснительной записке к законопроекту.
В новых реалиях
Рассмотрение документа будет происходить на фоне другого резонансного решения в сфере здравоохранения, также призванного сократить расходы госбюджета на медицину. Недавно Минздрав «переименовал» 19 видов дорогостоящей медицинской помощи из «высокотехнологичной» в «специализированную». Речь здесь идёт не просто о смене названий: теперь их оплата будет вестись не из федерального Центра, а из средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС).
Напомним, высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) — это лечение, выполняемое с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами. Бороться здесь приходится с особо тяжёлыми диагнозами, в том числе в неврологии, нейрохирургии и онкологии. До 2014 года лечение всех этих болезней осуществлялось главным образом за счёт средств федерального Центра. И всё же квот категорически не хватало даже тогда. «До 30 процентов пациентов были вынуждены стоять в «листе ожидания» на оказание высокотехнологичной медицинской помощи два и более месяца. Квоты на это лечение заканчивались уже к июлю-августу, и пациентам приходилось ожидать следующего года. Но как объяснить онкологическому больному, что его прооперируют вне очереди в январе следующего года?» — возмутилась в ходе круглого стола в Государственной Думе член Комитета по охране здоровья Разиет Натхо.
В итоге Минздрав принял резонансное решение — 19 видов подобных медуслуг (правда, наиболее дешёвых) перевёл на баланс ОМС. По мнению отдельных специалистов в области здравоохранения, механизмы пополнения бюджета ОМС на эти нужды не созданы до сих пор, а значит, качество и доступность медицинской помощи будут резко снижены. «Насколько я знаю, пока что никаких изменений в самой системе финансирования структуры ОМС не было, дополнительных денег туда не пришло. И соответственно, не очень понятно, где сами фонды возьмут средства на оплату подобных видов лечения. Со всеми вытекающими отсюда последствиями», — убеждён президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николай Герасименко, в свою очередь, напомнил: на недавней встрече Владимира Путина с членами «Общероссийского народного фронта» предлагалось создать специальную структуру при федеральном фонде ОМС для прямого финансирования высокотехнологичной помощи.
Чтобы получить квоту на получение высокотехнологичной медицинской помощи, сегодня пациент должен пройти три комиссии: врачей первичного звена, регионального органа здравоохранения и врачей федеральной больницы, в которой окончательно решают, есть ли у пациента медицинские показания к ВМП и готовы ли соответствующие специалисты его принять. Региональный орган здравоохранения оформляет специальный электронный «Талон на оказание ВМП», по номеру которого человек может следить за судьбой своей квоты на сайте talon.rosminzdrav.ru. Но даже после того как этот талон оформлен, пациент может столкнуться с тремя серьёзными проблемами:
1. Нехватка квот. Федеральная клиника, может, и рада бы принять пациента, но квоты в текущем году уже закончились, и приезжать на лечение можно только в следующем. Дело в том, что деньги на оказание высокотехнологичной медицинской помощи выделяются в начале года, и к его завершению их может не хватить. При этом процедуры получения бесплатного лечения, когда квоты уже закончились, нет. Вернее, если и удастся выпросить дополнительные квоты официальным путём через местный орган здравоохранения, на это уйдёт в лучшем случае месяца три.
2. Очередь. Даже при наличии квот в федеральной клинике может просто не быть мест. Больных, нуждающихся в определённых видах лечения, в России куда больше, чем возможностей это лечение проводить. Очереди на место в клиниках «выстаивают» в основном онкологические больные и те, кто нуждается в эндопротезировании.
3. Дополнительные платежи. Бесплатное лечение по квоте, которого всё-таки удалось добиться, на поверку оказывается частично платным. К примеру, пациенты, нуждающиеся в неродственной трансплантации костного мозга, вынуждены сами оплачивать поиск и активацию донора в иностранных регистрах. Деньги на эту процедуру не включены ни в один бюджет.
Алексей Погонин, начальник управления организации медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы:
- Опасения по поводу снижения доступности ВМП не имеют под собой никаких оснований. Наоборот, оплата из средств ОМС позволит оказывать некоторые из перечисленных услуг в экстренной форме, а также сократить сроки пребывания пациентов в «листах ожидания». Также необходимо отметить, что Департаментом здравоохранения города Москвы совместно с Московским городским фондом обязательного медицинского страхования определён порядок госпитализации пациентов и порядок оплаты ВМП из средств ОМС.
За прошедшие 2,5 месяца жалоб жителей столицы на недостатки в организации высокотехнологичной медицинской помощи в Департамент здравоохранения города Москвы не поступало. Очерёдность существует только на оказание высокотехнологичной помощи по профилю «Травматология и ортопедия» (эндопротезирование крупных суставов), так как данный вид ВМП является весьма востребованным, а профильные медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы не имеют физической возможности провести необходимый объём лечения всем нуждающимся.
источник : www.pnp.ru