В России целительство развито в небольших городах и популярно среди людей, разочарованных в традиционной медицине
Почему россияне заменяют профессиональную медицинскую помощь походом к знахарям, гомеопатией и йогой, выяснила доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета менеджмента пермского филиала НИУ ВШЭ Юлия Крашенинникова в исследовании «За гранью здравоохранения: развитие альтернативных услуг поддержания здоровья в городах и сельской местности». Исследование проводилось в Пермском крае в мае-ноябре 2013 года и основано на около 350 неформальных беседах и интервью с экспертами, агентами «неформального здравоохранения» и местными жителями, наблюдениях, сборе информации в местных СМИ, интернет-форумах, социальных сетях.
Природа тяги к нетрадиционной медицине
Популярность целительства Крашенинникова связывает сразу с несколькими факторами.
Среди них – недоступность качественной медицинской помощи. У жителей небольших населенных пунктов меньше возможностей для получения специализированной помощи. Значительное число проживающих в селах людей предпочитают или не решать свои проблемы со здоровьем, или занимаются самолечением, отмечается в исследовании. Причина отказа от услуг альтернативной медицины заключается в недоверии к ней либо из-за отсутствия предложений.
Юлия Крашенинникова.
Обратиться к нетрадиционной медицине людей вынуждает состояние здоровья и достаточный уровень доходов граждан, позволяющий оплачивать подобные услуги. К целителям любят обращаются люди религиозные или увлекающиеся эзотерикой. Свою роль в развитии знахарства играет и наличие «специфических ресурсов» – целебных источников, природных аномалий, «мест силы» и прочих, на базе которых могут быть оказаны оздоровительные услуги.
Степень признания
Отношение медиков к альтернативной медицине неоднозначно. Некоторые нетрадиционные методики, например, лечение перекисью водорода, врачи считают однозначно вредными. А практики вроде исцеления молитвой или изгнания бесов, воспринимаются как действия, имеющие эффект плацебо.
В то же время некоторые методы, например, йога и траволечение, уже частично интегрированы в официальную медицину. Спорными практиками остаются гирудотерапия (лечение пиявками – РП) и гомеопатия, хотя они и используются отдельными врачами, отмечает автор исследования.
Отношение государства также может быть различным. Одни практики в России запрещены, другие допускаются при соблюдении специальных условий либо разрешены в рамках общих требований к предпринимательской деятельности. Однако немногие организации, оказывающие услуги альтернативной медицины, соответствуют всем требованиям государства, таким как получение лицензии, образованию сотрудников и прочих.
«В ”неформальном здравоохранении” есть значительный нерыночный пласт, где помощь больным оказывается на уровне соседской или общинной взаимовыручки, по принципу “услуга за услугу” либо в обмен на благодарность. Так, в частности, на селе консультируют своих соседей медицинские работники и помогают бабушки-знахарки», – отмечает Крашенинникова, говоря о несоответствии правовым нормам некоторых коммерциализированных практик. Поэтому автор относит знахарство, как и продажу товаров альтернативной медицины, к неформальной экономике.
Целителей больше любят в небольших городах
Распространенность «неформального здравоохранения» и ассортимент парамедицинских товаров и услуг в городах значительно выше по сравнению с селами. Однако здесь население больше тяготеет к таким практиками оздоровления, как йога или гомеопатия.
В небольших городах доступ к таким услугам органичен или вовсе отсутствует. Единственная сфера, которая более развита на селе, – сбор природных лекарственных средств. Дефицит информации в сельской местности заставляет местных жителей обращаться к авторским методикам оздоровления и рецептам народной медицины.
По данным исследования, города с населением 60-70 тысяч человек оказались центрами целительских рынков. Кроме того, через такие города нередко пролегают маршруты знахарей-«гастролеров», распространителей эзотерических учений, продавцов чудодейственных бальзамов и препаратов.
Вера в чудо
Состояние здоровья населения незначительно влияет на развитие парамедицины, однако исключением, особенно в сельской местности, становится лечение алкогольной и наркотической зависимостей. Здесь рынок альтернативного здравоохранения чутко реагирует спрос и недостаток качественной медицинской помощи и предлагает самые разные варианты излечения. Основными же поставщиками услуг являются заезжие целители и «психотерапевты», чаще всего без лицензии.
В то же время, рынки оздоровительных услуг возникают и вокруг так называемых «мест силы». В качестве примера Крашенинникова приводит село Молебка Кишертского района Пермского края, где в 1990-х годах уфологи обнаружили аномальную зону. После этого местный сталкер организовал туда платные походы, которые позволяют «воспринять особую энергетику этих мест и решить конкретные проблемы со здоровьем».
Спрос на религиозное чудо удовлетворяют главным образом монастыри со святынями. Здесь же производят и продают кустарные и освященные оздоровительные средства на основе лекарственных растений и продуктов пчеловодства.
«У нас была задача выяснить, куда люди идут за помощью, если не к врачам. Люди идут в далекие от медицины места. Например, в сельские библиотеки, где собираются представители местной интеллигенции. Библиотека выписывает журналы типа “Вестника ЗОЖ”, их потом вместе читают, обсуждают, устраивают лекции и занятия физкультурой. У нас не было задачи, определить, вредят себе люди без врачей или нет, – рассказала «Русской планете» автор исследования Юлия Крашенинникова. – Среди опасных вещей – биологически-активные добавки (БАДы), которые люди покупают и используют вместо лекарств».
В пермском отделении Росздравнадзора Крашенниковой объяснили, что риск отравиться БАДами невелик, большую опасность несут китайские препараты, например, для похудения. «Если добавки не помогают людям, они не жалуются. Врачи онкологи говорят, что люди пьют БАДы и запускают болезнь, в таких случаях есть опасность самолечения», – добавила автор исследования.
Еще одна категория – «гастролирующие» специалисты, которые проводят так называемые компьютерные исследования организма. «Человек кладет руку на какой-то подключенный к компьютеру предмет, а потом выдают огромную распечатку “слабых сторон” организма. Врачи считают это шарлатанством, но люди в райцентрах идут. Причем эти “гастролеры” арендуют помещения в больницах, а если врачи не пускают – в административных учреждениях, – говорит Крашенникова. – Деятельность этих организаций пытается пресечь прокуратура. Но пока они продолжают и пользуются спросом по всей России: от Краснодарского края до Дальнего Востока. В крупных городах компьютерная диагностика интегрирована в консультационные центры распространения БАДов. Везде делают бизнес».
По словам автора исследования, раньше поток желающих провести подобные обследования, был больше. «Среди людей, которые пользуются БАДами, есть настоящие поклонники определенных марок. Они говорят, что в больнице врач выпишет дорогие лекарства, которые не помогут, а в центрах есть “свои” врачи, которые точно посоветуют то, что надо. На деле люди тратят те же деньги», – говорит социолог.
Невежество – не основная причина, по которой люди отказываются идти к врачам и обращаются к альтернативной медицине. «Образованные люди с высокими доходами считают, что современная медицина опасна, поэтому ищут варианты восточной медицины, употребляют гомеопатию, идут на йогу, – рассказывает Крашенникова. – Причем йога-клубы и центры герудотерапии существуют в крупных и средних городах и пользуются большим спросом. К бабушкам идут, потому что врачи не берутся лечить определенные случаи, например, детям до трех лет не удаляют грыжи, поэтому малышей ведут к знахаркам, которые эти грыжи “прикусывают”. Чаще всего представители интеллигенции обращаются параллельно и к врачам, и к альтернативным специалистам».
Народная медицина – самый распространенный метод самолечения. Сюда относится то же малиновое варенье или водка с медом при простуде. «Интересно, что в этом случае люди ориентируются не на знания, которые переходят в семье из поколения в поколение, а на рецепты, прочитанные в “Вестнике ЗОЖ” или подчерпнутые в околомедицинской передаче по телевизору, где посоветовали прикладывать мочу. Общая проблема, характерная для деревни и города, – неконтролируемое самолечение», – считает Крашенникова.
В кавказском регионе России есть свои особенности альтернативной медицины. «В Дагестане, Ингушетии и Чечне очень популярно обращение к изгонятелям джиннов. Есть даже Центр исламской медицины, где, в том числе, занимаются джиннами, – рассказал “Русской планете” дагестанский журналист Закир Магомедов. – Существуют группы в соцсетях, где просят контакты хороших изгонятелей джиннов. Как квартиры ищут или машины продают. В комментариях всегда множество ответов с номерами телефонов подобных “специалистов”».
По словам Магомедова, на Кавказе боятся ходить к психологам. «Если ты пошел к психологу, то тебя примут за сумасшедшего. Если девушку поведут к врачу, как ее потом замуж возьмут? А если пойдут изгонять джиннов, там разобрались и все в порядке, можно брать невесту, – рассуждает журналист. – В некоторых предгорных районах Дагестана распространены браки между родственниками, поэтому возникают болезни на генетическом уровне, например, сомнамбулизм. В нем тоже винят джиннов, не обращаются к врачам».
«Был смешной случай пару лет назад. У целительницы нашли фотографию Рамзана Кадырова. Знахарку прижали к стенке, и та призналась, что некий чеченский чиновник хотел приворожить Кадырова, чтобы получить повышение по службе. А Кадыров потом отправил этого чиновника изгонять джиннов», – рассказал Магомедов.
Впрочем, при обычных болезнях на Кавказе, как и в других регионах, обращаются к народной медицине и семейным рецептам.
«Недовольство нашего населения медициной давно известно. Желание сбежать подтверждает набирающий популярность медицинский туризм: уезжают в Израиль лечить рак, в Америку – рожать и так далее, – говорит президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. – Меня удивляет, что за 15 лет существования Лиги защиты прав пациентов у нас не было ни одной жалобы на целителей. В этом заключается менталитет: люди боятся признаться, что ходили к знахарям, опасаются мистики. Мистика – штука серьезная, мало ли что случится, если потом пожаловаться на потусторонние силы. Кроме того, людям хватает ума понять, что у целителей нет критериев оценки. Человек включает критическое мышлением понимает, что сам дурак».
По мнению Саверского, люди обращаются к целителям, потому что получают индивидуальный подход, а у врачей обычно лечение поставлено на поток.
«Рост частной медицины, медицинский туризм и целители, среди которых за редким исключением есть настоящие, – это паразиты на разлагающемся трупике здравоохранения. Если мы хотим решить проблему, нужно реанимировать этот труп, – рассуждает эксперт. – В России около 10% медпомощи оказывается с нарушениями, согласно статистике на 40 миллионов госпитализаций, это около 4 миллионов случаев. Это данные страховщиков, которые пациентов не видят, потому что работают только с бумагами. Патологоанатомы увеличивают эту цифру в два-три раза, а с ними вообще не поспоришь, потому что они работают с трупами».
источник : rusplt.ru