с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Без покаяния
30 Июня 2014 г.

Впервые в Нижнем, а может быть и в России, обычно закрытые от СМИ люди в белых халатах решили выступить перед журналистами. Увы, поводом послужили не столько смерти пациентов, сколько сложившийся в связи с ними негативный имидж врачей. Патологоанатомы рассказали журналистам о своей работе.

 

Без покаяния

 

Виновата среда

Ситуация заставила вспомнить трагикомичный стишок, сочиненный ехидными россиянами: «Увы, но недалек тот день, когда отборным встретит матом меня патологоанатом, с горящим скальпелем в руке!». В том смысле, что все мы люди, все смертны, все имеем право на ошибки - и врачи не исключение. Впрочем, своими главными врагами эскулапы считают родственников умерших в больницах: те крайне эмоционально скандалят, пишут иски в суд и жаждут крови врачей.

- Патологоанатомы очень много знают, - заявила главный патологоанатом минздрава Нижегородской области Анна Артифексов. - Их опыт гораздо больше, чем у узкоквалифицированных врачей. Именно поэтому нам переданы экспертные функции: анализ лечения, диагностики и т.д. Работа с пациентом – всегда запланированный риск. Но со времен бабок-повитух она постоянно находилась под контролем.

Здесь уместно сделать замечание. Каждый раз, когда я или мои коллеги пытались что-то выяснять в больницах (как правило, после жалоб бывших пациентов или их родных), чаще всего сталкивались с полным нежеланием общаться, а иногда и с откровенным хамством.

  По мнению г-жи Артифексовой, именно родственники больных создают негативный имидж врача и вообще нагнетают обстановку.

- Вопрос: как определить качество работы врача? - продолжает она. - На это есть стандарты, но они не могут быть определяющими. Например, если гражданский самолет нарушил границы чужого государства, пограничники его сбивают - и погибают пассажиры. Это большое горе, но стандарты соблюдены. Если футболист, оправдываясь за незабитый гол, может сослаться на погодные условия и «другой мяч», что же ждать от врача? Бывает, что из-за ошибок и судов врачи уходят из профессии. А ведь медицинских специалистов и так не хватает. Также стоит помнить, что у участкового врача 10 минут на больного: осмотреть, поставить диагноз и назначить лечение. Разве возможно здесь избежать ошибок? Конечно, в медицине много проблем. Но мы хотим восстановить имидж врача.

- Мы не оправдываем лечащих врачей, - добавил главный детский патологоанатом Нижегородской области Вячеслав Козин, -

– любая летальность проходит несколько комиссий и всегда под строгим контролем.

Замдиректора Приволжского окружного медицинского центра Светлана Обухова заявила, что врачей у нас очень хорошо готовят, они долго учатся, не могут ошибаться, и поэтому во врачебных ошибках виноваты пациенты и ... отсутствие популярности профессии врача:

- Это привело к тому, что у нас сейчас большая «профессиональная яма». В нашем здравоохранении жесткие требования, и необходимо время, чтобы молодой начал им соответствовать. А за это время он совершит множество ошибок. Наибольшие сложности возникают у районных больниц, которые берут на себя основной вал пациентов. Некоторые пациенты поздно встают на учет, а во время беременности женщины, например, злоупотребляют спиртным и сигаретами.

А также лекарства и следствие

Помимо злобных родственников, медицинские чиновники винят и ... антибиотики. Дескать, на «гнилом Западе» ими пичкают без разбору, да и у нас ими злоупотребляют. Мало того, виноваты еще и таблетки, которые человек потребляет в течение жизни. Кстати, здесь цифра просто жуткая – их 14 тысяч! Далее медики следуют вполне популярному российскому тренду и порицают фастфуд:

- Наряду с курением и алкоголизмом, виновато неправильное питание,

- продолжает г-жа Обухова. – Фастфуд - это вредная еда, которая развила у населения метаболический синдром – нарушение обмена веществ, развитие ожирения, диабет. Это приводит к тому, что высокотехнологические медицинские вмешательства сопровождаются повышенным риском. Мало того, сейчас это проблема мирового здравоохранения. Проще разработать методики лечения ожирения, чем бороться с его последствиями. Врач не может знать, как отреагирует такой отравленный организм на лечение. В любой конкретной ситуации должна быть очень подробная экспертиза ситуации - действий врача и состояния больного.

Если врачи найдут «американскую заразу» в нижегородской глуши, их словам можно будет даже поверить. Пока же в селах, как мы уже писали, умирают от разведенного технического спирта. Еда там пока качественная: из леса, реки и огорода. А у врачей виноватыми оказываются даже следственные и судебные органы: они не компетентны разбираться во врачебных ошибках. Делать это должны сами медики на своих заседаниях и конференциях.

Экспертиза в другом городе?

Но вернемся к родственникам умерших в больницах. Мне их приходилось наблюдать немало. И каждый раз задумывался, как бы я вел себя на их месте? И поневоле к их самым неприятным эскападам относился с пониманием. А чиновники минздрава винят в их эмоциональности многочисленные форумы, где пациенты обсуждают лечение в разных медучреждениях: дескать, там сеют панику!

- Зачастую люди свою болезнь рассматривают как средство обогащения, - заявил заведующий патологоанатомического отделения больницы Семашко Сергей Кузнецов. - Это очень частые случаи. Недавно был случай, когда к нам привезли девушку, которая в нетрезвом состояние попала в ДТП. Ее вылечили, восстановили, а долечиваться она поехала по собственной инициативе за границу. Вернувшись оттуда, подала на нас иск на два миллиона рублей – ее долго и неправильно лечили! Любой человек, в том числе и врач, даже высококвалифицированный, имеет право на ошибку. У нас врач находится в ситуации, что в случае ошибки он никак не защищен.

Даже при неизлечимом заболевании, смерть человека – это трагедия. И настрой у родственников один: залечили, загубили, зарезали. Не надо думать, что у врача есть такой запрограммированный умысел. А когда это пытаешься донести до родственников, они говорят о врачебном сговоре. На самом деле мы, патологоанатомы, делаем независимую экспертизу – это наша работа. Мы не заинтересованы что-то скрывать.

Однако юристы, занимающиеся проблемами родных умерших в больницах, советуют делать независимую экспертизу в другом городе, не по месту нахождения больницы. Причина простая – вышеупомянутая круговая порука в медучреждениях:

- К нам обращается много людей, которые потеряли родных в больницах, - заметила адвокат адвокатской конторы «Гражданские компенсации» Марина Сомова, - и каждый раз крайне затруднительно получить документы из медицинских учреждений, в которых были бы указаны все действия, которые проводились врачом. Как правило, в имеющихся на руках у заявителей документах сведений недостаточно. А при исследовании таких документов много оснований предполагать, что искового заявления в суд быть не может. Затруднения вызывает и экспертиза, ключевой момент каждого дела, которое доходит до суда. Это основное доказательство наличия вины. Мнение, что «рука руку моет», у нас выражается в том, что по выводам экспертов врач оказывается невиновным, даже если его ошибка налицо. Поэтому назначать экспертизу в своем городе – занятие бесперспективное. Это нужно делать в другом регионе. Увы, подобная ситуация характерна по всей стране.

Без извинений

Вывод из всего этого делается следующий: малая осведомленность населения в вопросах медицины порождает преувеличенные надежды и необоснованные требования к врачам. А их речи очень напоминают многочисленные конспирологические теории – сколько массовых фобий перечисляется... Нет в речах только одного – ответственности и извинений перед родными умерших. Их не услышал никто из людей, приходивших к нам в редакцию с подобной бедой. Зато медицинские чиновники теперь мастерски употребляют термин ятрогения – осложнения, возникшие у пациента в ходе лечения, порожденные действиями врача, являются следствием добровольного заблуждения и не содержат признаков состава преступления и проступков, т.е. специально пациентов никто умертвить не хочет: умысла нет - значит, сам виноват.

Когда готовил этот материал, я поведал об услышанном пожилому медработнику-пенсионеру. Тот только вздохнул и коротко констатировал: если это говорят врачи, то пусть идут в мясники на рынок!

По медицинской статистике, в 99% случаев врачи поступают правильно и профессионально. И только в 0,7% медицина вредит пациентам, когда возникают осложнения после прививок, послеоперационных кровотечений и нагноений, аллергических реакций на лекарства и т.д. 

...........................................................................

Тем временем

У ветерана пропали деньги и телефон

Когда верстался номер, стало известно, что жертвой врачей оказался заслуженный нижегородец, ветеран Великой Отечественной войны, бывший преподаватель НГТУ Лев Шахов. Рано утром ему стало плохо, сердце. У ветерана уже было несколько микроинфарктов, поэтому он сразу вызвал «скорую». Ждать пришлось долго: врачи ехали почти полтора часа и оказались не совсем трезвы. Несмотря на то, что у ветерана проблемы с сердцем, фельдшеры предложили пройти до машины пешком. После долгого обследования в 10-й больнице, Шахова отвезли в больницу № 33, где он потерял сознание и был отправлен на несколько дней в реанимацию. Пока он там находился, из карманов его одежды пропали крупная для пенсионера сумма – около 20 тысяч рублей - и сотовый телефон. Сейчас полиция проводит проверку по заявлению о краже. Сам ветеран заявил, что «с такой медициной лучше умереть».

Кстати

С жалобами на действия врачей стоит обращаться на горячую линию Роспотребнадзора (436-77-92) и в прокуратуру. 

 

P.S. Не стоит, однако, стричь всех под одну гребенку. У нас в области много хороших врачей, которые добросовестно выполняют свой долг. Это честные, порядочные люди, которым пациенты благодарны, о которых помнят всю жизнь.

 



источник :  nn.mk.ru

вернуться в раздел новостей