с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Врачебная ошибка. В алтайских больницах не любят «выносить сор из избы»
02 Июля 2014 г.

Каждый год в учреждениях здравоохранения Алтайского края происходят происшествия, которые привлекают внимание правоохранительных органов. Особый общественный резонанс имеют случаи гибели пациентов в результате действий или бездействия медиков.

 

Жительнице Барнаула Оксане В. сделали операцию. Профессиональный, с хорошей репутацией хирург, отработал чётко, и девушка была рада, что попала в руки опытного врача. Но вскоре после выписки Оксана попала в больницу – ей опять сделали операцию. Оказалось, что хирург кое-что при первой операции не доделал.

Молодой организм справился, и девушка пошла на поправку. Естественно, никаких последствий «спешки» врача не последовало – Оксана скандалить не стала и постаралась поскорее забыть о случившемся.

Череда проблем

Случай Оксаны можно назвать тривиальным. Почти у каждого жителя края есть родственник или знакомый, который пережил встречу с системой здравоохранения с большими потерями, чем рассчитывал. Но «разбор полётов» пациенты обычно не устраивают – им у тех же врачей ещё лечиться.

Тем не менее каждый год в учреждениях здравоохранения Алтайского края происходят происшествия, которые привлекают внимание правоохранительных органов. Особый общественный резонанс имеют случаи гибели пациентов в результате действий или бездействия медицинского персонала.

Так, в марте 2010 года в родильном отделении Ключевской больницы Алтайского края после введения раствора пострадали четверо беременных пациенток. Одна скончалась, другая пациентка родила мёртвого ребёнка. Ещё двоим сделали кесарево сечение. Их детей удалось спасти, но самих женщин в тяжёлом состоянии увезли в Барнаул.

В ноябре 2011 года в крае было возбуждено уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности новорождённому в Заринской больнице. По версии следствия, ребёнок погиб из-за того, что врачи больницы ненадлежащим образом исполняли свои профессиональные обязанности. По информации Следственного управления СКР по Алтайскому краю, 31-летняя жительница Заринска поступила в акушерское отделение ЦГБ для родоразрешения. Несмотря на то что во всех меддокументах была указана травма таза женщины, которая препятствовала физиологическим родам, врач акушер-гинеколог настояла на естественном родоразрешении. Роженице, у которой этот ребёнок должен был быть третьим, сказали, что она «не умеет рожать». Спустя время врач приняла решение о хирургическом извлечении плода. В реанимационном отделении ребёнок скончался от кровоизлияния в головной мозг.

В октябре 2012 года врач анестезиолог-реаниматолог Центральной городской больницы Белокурихи допустил гибель ребёнка. Ему было предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности. Райсуд вынес врачу обвинительный приговор. Но в конце мая этого года краевой суд отменил это решение и отправил дело на доследование, так как судом первой инстанции не было учтено, что ребёнок умер через час, после того как врач сдал свою смену, и отсутствует безусловная доказанность причинной связи между действиями виновного и наступлением смерти.

В апреле 2013 года после инъекции умер новорождённый в роддоме №1. Панику подняли пациентки – сообщили полиции, что один малыш умер и ещё четверо в тяжёлом состоянии. Всем кололи один одинаковый препарат – глюкозу. Происшествие имело широкой общественный резонанс – использование аналогичных препаратов приостановили по всей России. Но в итоге Следственное управление СКР по краю предъявило обвинение медсестре роддома, которая, по версии следствия, использовала лекарства, целост- ность которых была нарушена. Суд над медработником начался в мае этого года…

Право выбора

Очевидно, что врач и пациент при встрече друг с другом являются разными сторонами. Один оказывает услуги медицинского характера, другой их получает. Также очевидно, что врачи, как и все люди, могут ошибаться. С одной стороны, «право на ошибку» – особенность профессии врача, которому приходится на них учиться. С другой стороны, даже в случаях явных ошибок ответственность врача минимальна. Как с грустью шутят медики, хирургу для пополнения своего условного кладбища пациентов нужен операционный блок и бригада врачей, а терапевту – только рецептурные бланки и дурная голова.

Но система выстроена так, что о врачах публично можно говорить только хорошо. Общее мнение врачебного сообщества края: главными защитниками пациентов от ошибок врачей являются… врачи.

Так, один из общественных деятелей края, связанный сразу с несколькими структурами в области здравоохранения, на повышенных тонах сообщил нам, что не имеет смысла обсуждать квалификацию врачей, о которой не имеет представления даже прокуратура. Нужно обсуждать поведение пациентов, которые не следуют предписаниям врача. А врачебные ошибки – выдумки журналистов.

Подобную позицию занимают и краевые чиновники от медицины: «В крае работают тысячи профессионалов, которые, не считаясь с личным временем, ежедневно, ежечасно спасают жизни людей. Профессия медицинского работника требует полной самоотдачи. Она подразумевает большие физические и моральные нагрузки, огромную ответственность. Потому в медицине случайные люди не задерживаются, остаются те, для кого насущной потребностью является возможность дарить людям самое ценное – здоровье, без которого и жизнь не в радость».

Но, как призналась в частной беседе медсестра одной из больниц, отработавшая в системе здравоохранения больше 20 лет, сор из медицинской среды не выносится никогда. А проблемы есть – прежде всего в подготовке врачей и повышении квалификации, которая часто осуществляется «для галочки». Обычный медицинский работник так загружен обязанностями, что ощущает себя рабом системы здравоохранения. А раб качественно работать не может по определению…

Крайности в оценке врачебных ошибок обществом, вероятно, вредны. Обвинять врачей – мешать работать. Оправдывать и покрывать халатность – множить ошибки. Как найти «золотую середину», которая позволит врачам развиваться, в том числе учиться на собственных ошибках, но сохранит жизнь и здоровье пациентов и позволит обществу открыто обсуждать проблемы профессионализма в медицине без истерик и обид?

Пока же пациенты и врачи края к честному диалогу об этом, видимо, не готовы…

....................................................

Кстати

Случай в Ребрихе

Фактов, которые можно рассматривать как врачебные ошибки, много. Вот случай из недавнего письма читателя «АиФ-Алтай»:

«14 января в 18.00 на «скорой» в ЛПУ привезли мою маму со жжением и сильными болями за грудиной. Сделав обезболивающие инъекции, врач отправил её домой. Через 4 часа повторно была вызвана бригада скорой помощи. Снова обезболивающее, и опять... домой, несмотря на её полуобморочное состояние и... Домой не поехали, места в палате не нашлось... Только в 7 утра врач посчитал нужным госпитализировать её в отделение реанимации. 16.01.14 она в критически тяжёлом состоянии, которое длилось 18 дней, доставлена в АККЦ. Диагноз – крупноочаговый инфаркт с множественными осложнениями, мало совместимыми с жизнью… На поданную нами жалобу Крайздрав и главврач Ребрихинской ЦРБ ограничились вынесением выговора врачу…». Мы выяснили, что мама нашей читательницы до сих пор находится в больнице, её состояние остаётся прежним…

Мнение власти

Вера УШАНОВА, зам. начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности:

– Каждый случай гибели пациентов рассматривается медицинским сообществом края индивидуально, чтобы впоследствии не допустить подобных ситуаций. Проводятся комиссионные служебные разборы сложных случаев по обращению граждан, следственных органов и надзорных органов с участием профильных краевых специалистов. В профильных комиссиях Главного управления ведётся разбор всех случаев смерти лиц трудоспособного возраста и детей.

Ежеквартально проводится анализ обращений граждан в разрезе лечебных учреждений края, содержанию, структуре, обоснованности. Информация по обоснованным обращениям доводится до руководителей учреждений здравоохранения с предложениями по устранению выявленных нарушений, с принятием административных мер.

Главным управлением проводятся методические мероприятия по организации внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи, включающего в себя контроль организации лечебного процесса, соблюдения требований по безопасности применения медицинских изделий.

В последующем планируется расширять сферу взаимодействия с привлечением к процессу общественных профессиональных объединений.

 


 

источник :  www.altai.aif.ru

вернуться в раздел новостей