7 июля стало известно о создании Российской Ассоциации Общественного Контроля, работа которой направлена на защиту интересов граждан и прозрачность работы госструктур. Спустя 2 дня на встрече с новыми членами Общественной палаты Путин заявил, что цель всех изменений в общественной сфере – дальнейшая демократизация России. Вектор ясен — активные граждане, состоящие в общественных группах и НКО получают инструмент контроля государственных структур на федеральном и муниципальном уровне.
О том, что во взаимоотношениях власти и общественных институтов есть определенные проблемы, говорили давно. А теперь власть сделала огромный шаг вперед в общественных взаимоотношениях: если раньше факты халатности чиновников были практически недоказуемы, то теперь эта проблема решается через высшие эшелоны власти. РАОК станет своего рода интегратором, который сможет связать общественные инициативы и правительства, министерства, упорядочить их и усилить их КПД. С другой стороны площадка не сможет превратиться в истину в последней инстанции при разборках в части реализации функций общественного контроля, поскольку ее функции грамотно распределяют и ограничивают. Чем мощнее будет становиться структура ассоциации, тем меньше будет халатности и коррупции в правительстве.
Потенциально идея закона очень сильна — через каждого неравнодушного гражданина достучаться до власти. Запускается механизм взаимодействия россиянина и госструктур: общественность не дает лениться чиновникам, подгоняя их и контролируя коррупцию, а чиновники, сохраняя рабочее место, быстрее и качественнее выполняют свои функции. Главное требование от организаций, которые занимаются общественным контролем – обязательно публиковать полученную информацию в открытом доступе, за исключением государственной тайны и персональных данных. После фиксации факта халатности/коррупции общественная организация может обращаться в суд «в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных НКО».
Очень важно, что общественный контроль не будет проходить огульно. Механизм контроля будет проходить по разработанному стандарту и кодексу. То есть перекосов в личных инициативах, как это часто бывает, не допустят. К тому же, общественный контроль будет не допустим, если есть конфликт интересов и личная заинтересованность участников. К тому же при общественных палатах будет введена аккредитация НКО, которые смогут вести контроль, чтобы не допустить лобби и коррупцию в самом НКО.
Сферы, которые затронет контроль новой ассоциации обширны: это и органы государственной власти и местного самоуправления, муниципальные организации. Но самыми важными сферами можно назвать ЖКХ, образование, здравоохранение, поскольку рядовой россиянин сталкивается с ленивыми чиновниками не так часто, как с текущей крышей в доме, врачебными ошибками и проблемами в других сферах. Так или иначе они затрагивают всех нас, и если за несколько лет сложилось массовое мнение «До чиновников не достучаться, в ЖКХ все воруют, а школа дерет поборы не пойми за что, но легче закрыть глаза, чем разбираться, правды все равно нет», то теперь власть идет навстречу и говорит: «Контролируй, публикуй, все в твоих руках!».
Однако есть сферы общественных отношений, которые закон не касается. Отдельно стоят вопросы госбезопасности и оборона России, правопорядок, т.е. работа полиции и госнаркоконтроля. В двух последних случаях — устоявшиеся взаимоотношения представителей власти и населения ни для кого не секрет. Постоянно работающие телефоны доверия, экстренные номера – все это и так ускоряет отношения между властью и гражданином. А в случае обороны России, все прекрасно понимают, что львиную долю информации там занимает совершенно секретная, поэтому рядовых наблюдателей и контролеров там быть не должно. Для нашего же блага.
С другой стороны, возникают опасения о том, что закон не будет действовать, поскольку власти не будут считаться с общественным контролем, а законопроект не будет способствовать активизации общественных советов при государственных ведомствах, поскольку они находятся в пассивном состоянии. Общественные контролеры, несомненно, встряхнут подобные пассивные ведомства, если в руках сосредоточены госсредства. Люди должны видеть, куда идут их налоги, и, возможно, из инициативы РАОК вырастет новое поколение социально активных россиян, честно контролирующих госслужбы.
Если инициатором создания ассоциации общественного контроля стало само государство, логично предположить, что во власти заинтересованы в том, чтобы соблюдать права граждан и бороться с коррупцией. Поскольку быстрее и логичнее это делать изнутри, соответствующие право и ответственность передаются в руки общества. Во-первых, это сможет наладить обмен общественными инициативами, а во-вторых, в рамках работы ассоциации масса специалистов получит знание и опыт работы госучреждений. Ведь чем больше человек разбирается в системе, тем сложнее его обмануть.
источник : novchronic.ru