Жалобы российских пациентов на черствость и халатность врачей имеют под собой веские основания - исследования показывают, что больше половины российских медиков столкнулись с синдромом выгорания. Профсоюз работников здравоохранения считает, что причиной этого является высокий уровень переработок у медиков. Снизить этот уровень можно только подняв заработную плату.
В прошлом месяце в Москве состоялся международный медицинский конгресс “Паллиативная медицина в здравоохранении Российской Федерации и стран СНГ”. На этом конгрессе была затронута тема, прямо касающаяся трудовых отношений: Ирина Морковкина, координатор социальных проектов межрегионального общественного “Движения против рака”, представила свой доклад “Проблема выгорания врачей, оказывающих паллиативную помощь”.
- Определения выгорания в медицине самые разнообразные. Но классическое - это физическое и эмоциональное истощение, как правило, в результате длительного стресса; отдаление, дистанцирование от своей работы, уменьшение сопереживания и ощущение снижения личных достижений; прогрессирующая потеря идеализма.
Согласно данным, приведенным Морковкиной, эмоциональное напряжение испытывают 69% медиков, оказывающих паллиативную помощь, с дистанцированием или возрастанием цинизма столкнулись 25%, утрату личных достижений ощущают 50%.
РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Впервые понятие эмоционального выгорания на работе ввел в 1974 году психолог Герберт Фрейденбергер, обнаружив его у работников кризисных центров и психиатрических клиник. Он объяснил явление “отрицательным воздействием профессиональной деятельности на личность в сфере “человек-человек”. Позже было выявлено, что выгорание присуще представителям множества профессий, и его признаки во всех случаях почти одинаковы. Поэтому эмоциональное выгорание на работе постепенно стало называться синдромом профессионального выгорания. Или просто выгорания.
Впрочем, не от каждой профессии зависит жизнь человека. Поэтому профессиональное выгорание врачей является особенно важной проблемой. И распространенной. Исследование, проведенное недавно заместителем главного врача Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 1 Воронежа Юрием Бисюком, показало, что более половины опрошенных работников воронежских стационаров (в исследовании участвовал 151 человек) не могут отдохнуть из-за высокой усталости. Почти все пожаловались на проблемы со сном. 72,8% участников исследования сказали, что к концу рабочего дня испытывают боли в спине, головные боли, боли в области сердца, повышенную утомляемость.
В качестве причины тревоги, нервозности или стресса на работе за последние 6 месяцев 30,5% респондентов отметили чрезмерную трудовую нагрузку, 43,0% - слишком высокую ответственность за конечный результат труда, 23,8% - состояние переутомления и усталости, 19,9% - неудовлетворенность результатами работы, 11,9% - ненормированный труд.
При этом повседневная работа, согласно опросу, изматывает физически 14,6% респондентов, а умственно (нравственно) - 25,2%. Излишнюю частоту перемен (изменений) в ней отметили 7,9%, а 9,9% не удовлетворены тем, что и как они делают.
Все это приводит к врачебным ошибкам. Согласно данным бывшего Минздравсоцразвития, приведенным во время подготовки проекта закона о страховании гражданской ответственности медорганизаций перед пациентами, смертность от врачебных ошибок в России наступает в 45 - 50 тыс. случаев ежегодно. А средняя сумма компенсации через суд за смерть от врачебной ошибки составила в 2010 году всего 90 тыс. рублей.
Почему происходят ошибки? Из респондентов воронежского исследования 56,9% назвали причиной этого перегруженность работой. На спешку указали 30,5%. Далее шли: невнимательность - 14,6%, недостаточная квалификация - 10,6%, излишняя самоуверенность - 3,3%, небрежность - 1,3%.
КТО В ЗОНЕ РИСКА?
- “Выгоревший” специалист совершает медошибки чаще, потому что внимание его уже рассеяно, оптимистических ценностей нет, - говорит Морковкина. - Многие медработники говорят, что относятся к своему пациенту уже не как врачи, не как к больному, а как к неодушевленному предмету. Они говорят, что просто вырабатывают свои профессиональные навыки на некоем конкретном субъекте, не на личности как таковой.
Среди факторов, способствующих эмоциональному выгоранию, Морковкина отметила:
- рост клинической нагрузки из-за нехватки кадров;
- отсутствие личного времени (работа - дом);
- непрерывное окружение неизлечимо больными;
- Эмоциональные “негативные рабочие моменты” - проблема борьбы за жизнь в ее конце и частые смертельные исходы; подготовка больных и их родственников к принятию смерти;
- разочарование из-за крайне ограниченного успеха терапии (высокая токсичность при низкой эффективности);
- условия работы;
- отсутствие философии паллиативной помощи.
При этом есть и личностные характеристики, из-за которых врач оказывается в “группе риска”. Женщины более склонны к выгоранию, чем мужчины. Семейных людей этот недуг поражает реже, чем одиноких. Очень уязвимы новички или работники уникальных специальностей. Да и высокая степень обязательности может привести к выгоранию.
Как справляются медики со стрессом? Да как получается. Седативные препараты принимают 17,2% респондентов, для снятия эмоционального напряжения 15,9% прибегают к алкоголю. Принимают антидепрессанты 3,9%, а 60,9% считают, что не нуждаются в купировании стресса.
КАК БОРОТЬСЯ?
Можно ли бороться с этим явлением? Можно. По мнению Бисюка, нужна своевременная диагностика профессионального выгорания, а затем высококвалифицированная помощь профессионального психолога. Также необходимо уменьшить нагрузку: “Решениями на законодательном уровне следует уменьшить индивидуальные нагрузки на врачей ургентных стационаров и станций скорой медицинской помощи. Целесообразно пересмотреть максимально допустимые длительность рабочего дня и количество рабочих часов в неделю с учетом суточных дежурств, а также норматив минимального перерыва между суточными дежурствами”.
По мнению Морковкиной, нужно создавать группы психологической поддержки, публиковать руководства и тематическую литературу, проводить терапию движением:
- Но прежде всего врач должен реалистически признать: да, эта проблема его коснулась. Или коллег, с которыми ему приходится работать.
Казалось бы, все это несложно организовать. Но никто этим не занимается.
- В нашей стране проблема профессионального выгорания просто игнорируется, - говорит зампредседателя профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрочников. - ВОЗ признает это заболеванием, а у нас оно вроде как и не существует. Даже исследований практически нет. Статистика и научные разработки этой темы в основном зарубежные. Хотя на самом деле проблема существует. Черствость, холодность, невнимательность - все это результат профессионального выгорания. И на эти вещи постоянно жалуются пациенты.
НЕПОСИЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ
Как считает профлидер, основная причина профессионального выгорания в России - высокая интенсивность работы. Средний коэффициент совместительства у российских медиков - полторы ставки.
- Я сам столкнулся с профессиональным выгоранием, - признался зампредседателя. - Работал почти всегда на две ставки. Это не оставляет времени на нормальную человеческую жизнь. И через несколько лет ты понимаешь, что опыт и квалификация растут, а этика и мораль куда-то уходят. К определенному моменту ты чувствуешь, что тебе уже перестала быть интересной работа, больные, их проблемы. Тебя перестает интересовать самообразование, саморазвитие. И я бы сказал, что с такими проблемами сталкиваются все, кто интенсивно отработал более 10 - 15 лет в отечественной медицине. Как только к тебе приходит равнодушие, рассеянность, начинаются врачебные ошибки. Причем ошибки нелепые, зачастую непозволительные даже новичкам.
Наиболее подвержены профессиональному выгоранию, по словам Андрочникова, работники специальностей, требующих большой эмоциональной отдачи: онкологи, анестезиологи, работники скорой помощи.
- Как компенсируется? - продолжает Андрочников - А никак. Восстановиться после синдрома выгорания тяжело. Практически невозможно. Тем более что делать это нужно самостоятельно. Никаких программ, никаких реабилитационных центров не существует. В итоге множество специалистов через пять лет работы уходят из медицины. Уходят навсегда. За всю свою жизнь я видел лишь двух человек, которые вернулись в медицину, и это возвращение было вынужденным. Что делает профсоюз? Борется с основной причиной профессионального выгорания - переработками. Наши врачи вынуждены работать на полторы-две ставки из-за низкой заработной платы. Мы боремся за повышение тарифных ставок. А так же боремся за то, чтобы при разговорах о повышении ссылались не на среднюю заработную плату, значительную часть которой люди получают за переработки, а на заработную плату, которую специалист будет получать, работая на ставку. Как только люди смогут зарабатывать достойно без непосильных нагрузок, снизится опасность профессионального выгорания.
“А”-СПРАВКА
Симптомы выгорания:
- эмоциональное омертвение;
- цинизм, разочарование;
- гнев;
- изоляция от семьи и коллег;
- фзические недуги: бессонница, давление, излишний вес, головные боли, соматизация;
- хронические опоздания;
- негативное отношение к себе, семье, персоналу;
- снижение качества ухода за больными;
- самолечение.
источник : www.solidarnost.org