В данном обзоре представлены случаи правоприменительной практики по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране здоровья граждан, за июль 2014 г.
Высокий уровень наркотизации российского общества по-прежнему представляет собой не только острейшую социальную, но и медицинскую проблему. Продолжающееся обострение последней обусловлено не только тем, что в поле зрения органов здравоохранения попадает весьма ограниченное число лиц, совершающих правонарушения, связанные с потреблением наркотиков – и, соответственно, нуждающихся в лечении – но и тем, что все чаще фигурантами подобных криминальных афер становятся сами медицинские работники.
По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН), только в течение 1-го квартала текущего года правоохранительными органами пресечено свыше 63 тыс. преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств (106% к аналогичному периоду прошлого года). Число т.н. активных потребителей наркотиков в Российской Федерации, согласно ФСКН, сегодня превышает 3 миллиона человек (или примерно каждый пятидесятый житель страны). Есть среди них, увы, и медицинские работники. Некоторые из них, заметим, получили доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам и т.п. на вполне законных основаниях.
Так, в прошлом месяце Тындинский районный суд Амурской области постановил обвинительный приговор в отношении медицинской сестры хирургического отделения Тындинской больницы, признанной виновной в совершении преступления, предусмотренного пунктами «в» и «д» части второй статьи 229 Уголовного кодекса Российской Федерации (хищение наркотических средств). Следствием и судом установлено, что в апреле 2014 года осужденная, имея в силу должностного статуса доступ к наркотическим средствам, применяемым для медицинских целей, похитила из медицинской организации для личного потребления препарат «Промедол» – за что и получила, согласно приговору, 4 года лишения свободы (по последней информации, исполнение приговора отсрочено в связи с наличием у осужденной несовершеннолетнего ребенка).
Между тем череда подобных криминальных эпизодов продолжается. Только что, по сообщению, полученному из Костромской области, утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении врача одной из региональных медицинских организаций Евгения Трембовецкого. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных частью пятой статьи 33, частью третьей статьи 30 и частью первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (пособничество и покушение на пособничество в незаконном приобретении наркотических средств, далее – УК РФ). По версии следствия, обвиняемый в июле прошлого года при встрече со своим знакомым дал согласие на оказание посреднических услуг в приобретении психотропного вещества. На полученные от него денежные средства врач впоследствии приобрел психотропное вещество (препарат, содержащий амфетамин).
В феврале текущего года обвиняемый оказал пособничество в приобретении для знакомого наркотического средства «гашиш». Однако довести свой преступный умысел горе-медик до конца не смог (гашиш во время передачи был изъят сотрудниками правоохранительных органов).
Отметим, что в ходе следствия Трембовецкий полностью признал вину в совершении инкриминируемых ему преступлений. В соответствии с санкцией части первой статьи 228 УК РФ ему может грозить наказание в виде лишения или ограничения свободы на срок до трех лет.
Новые нарушения вскрыты и в деятельности органов, уполномоченных на осуществление надзорных и контрольных функций в сфере здравоохранения. Так, Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе некоторое время назад завершена проверка Межрегионального управления № 92 Федерального медико-биологического агентства (далее – МУ ФМБА № 92).
По итогам проверки установлено, что должностные лица МУ ФМБА № 92 сами допускали нарушения установленного порядка организации и проведения надзорных и контрольных мероприятий в отношении ряда хозяйствующих субъектов. В издаваемых ими распоряжениях о проведении мероприятий не указывались данные представителей привлекаемых экспертных организаций, не содержались перечни документов, представление которых юридическими лицами являлось необходимым для достижения целей и задач проверок, и т.п. Акты проверок нередко оформлялись без подписей проверяющих лиц, а также без указания сведений о нарушителях и принятых мерах. Отмечены также факты неполного проведения плановых мероприятий, выдачи проверяемым субъектам предписаний об устранении выявленных нарушений неуполномоченным должностным лицом, отсутствия должного контроля за их исполнением и т.д.
Выявлены также случаи необоснованной выдачи должностными лицами МУ ФМБА № 92 санитарно-эпидемиологических заключений в отношении помещений, в которых планировалось осуществлять медицинскую деятельность, непринятия мер административного характера в отношении лиц, допустивших нарушения закона в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Практиковалась неверная квалификация совершенных проверяемыми хозяйствующими субъектами правонарушений.
Нарушения требований федерального законодательства выявлены, кроме того, в работе конфликтной и аттестационной комиссий, единой комиссии по осуществлению закупок МУ ФМБА № 92. По итогам проверки заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Пономарев внес руководителю МУ ФМБА № 92 представление об устранении нарушений закона. Кроме того, опротестованы три правовых акта, содержащих положения, не соответствующие требованиям федерального законодательства. К настоящему времени нарушения, указанные в представлении, устранены, а четверо сотрудников МУ ФМБА № 92, виновные в допущенных нарушениях, включая исполняющего обязанности руководителя отдела санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга, привлечены к дисциплинарной ответственности.
В конце нашего обзора – несколько слов о резонансном деле в Пермском крае, развязка которого пришлась на стык июля-августа. Примечательно, что фигурантами дела стали врачи сразу нескольких ведущих краевых медицинских организаций. Следственные действия осуществлялись органами Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю.
Следствием (и в дальнейшем – судом) было установлено, что врач-психиатр краевой клинической психиатрической больницы на протяжение двух лет, действуя через посредников, незаконно получала от лиц, подлежащих призыву в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, взятки в размере от 60 до 90 тыс. рублей (с каждого призывника) за изготовление заведомо незаконных медицинских документов, предоставляющих возможность уклониться от воинской службы. Приговором суда врач-психиатр признана виновной в совершении двух эпизодов преступления, предусмотренного частью второй статьи 290 УК РФ (получение взятки в значительном размере), двух эпизодов преступления, предусмотренного частью третьей статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное с использованием служебного положения), а также преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное с использованием служебного положения, в особо крупном размере). Осужденной назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы (условно) с испытательным сроком 4 года и штрафом в доход государства в размере 2,3 млн рублей.
Ее соучастники (не менее 7 работников медицинской организации) признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) и частью второй статьи 159 УК РФ (мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину). Им назначено наказание в виде штрафов в доход государства в размере от 250 тыс. до 1,3 млн рублей.
Еще не менее 14 работников (врачей-эндоскопистов) медицинских организаций г. Перми признаны виновными (приговорены к штрафам) в совершении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), пунктом «а» части пятой статьи 290 УК РФ (получение взятки группой лиц по предварительному сговору) и др. На протяжение шести лет вышеуказанные лица получали взятки (в общей сложности – в сумме более 2,5 млн рублей) от лиц, подлежащих призыву на военную службу, за содействие в незаконном получении отсрочек и освобождений от прохождения военной службы (под видом наличия у них язвенной болезни двенадцатиперстной кишки).
* * *
По материалам ГАС «Правосудие», официальных сайтов Прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации
Михаил Рогожин
источник : ria-ami.ru