с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Выговор за смерть пациентки
01 Сентября 2014 г.

67-летняя Тамара Бенглянц умерла после общения с бригадой скорой помощи Выборгского района Петербурга. Фельдшер Виктор Илларионов вместо инфаркта диагностировал гастрит. Ему объявили выговор и дали уйти по собственному с правом трудоустройства в медучреждениях. До смерти пациентки Илларионов привлекался к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, числился в федеральном розыске как скрывшийся от следствия и слыл передвижной опасностью на дорогах.

 

10 июля Тамаре Бенглянц исполнилось 67 лет. Следующей ночью ей стало плохо. Муж вызвал медиков по телефону «неотложки». От отделения скорой медицинской помощи при поликлинике № 97 Выборгского района приехал фельдшер Виктор Илларионов. Он сделал кардиограмму, но диагностировал подозрение на обострение гастрита. Установил, что у женщины учащенный пульс, положил под язык таблетку «Анаприлина» и сделал инъекцию «Дроперидола». Это лекарство используют не только в качестве успокоительного, но и противошокового средства при, например, инфарктах. Илларионов, кажется, не представлял, как был близок к истине. Но откланялся, записав в карте вызова результат оказания помощи: улучшение.

(Как вызвать «Скорую помощь» с мобильного телефона, читайте здесь)

Через полтора часа муж Тамары Бенглянц, кричавшей от боли, снова набрал номер «Скорой». Приехала та же бригада. Фельдшер осмотрел пациентку, порекомендовал принимать «Новопассит» и «Корвалол» и обратиться к участковому врачу и психотерапевту. Снабдил пояснением: «Возбуждена. Плачет».

С сильнейшей болью в груди, тошнотой и рвотой Тамара Бенглянц пролежала до утра. В 11.40 она перестала подавать признаки жизни. Вызванные медики констатировали смерть. При беглом знакомстве с ночной кардиограммой, оставленной Илларионовым, они озвучили и вероятную причину. В кривых линиях, по их мнению, отчетливо прослеживались признаки ишемии. В частности – инфаркта миокарда.

По-другому эту болезнь называют коронарогенным некрозом. Из-за закупорки коронарной артерии и, соответственно, кислородного голодания часть сердечной мышцы, миокарда, отмирает. В целом пациенты характеризуют боль как сжимающую, жгучую, режущую, кинжалоподобную. Эти ощущения Тамара Бенглянц, исходя из описанной родственниками в заявлении Следственному комитету хронологии, испытывала 10 часов.

Результаты вскрытия подтвердили диагноз. В справке о смерти причиной смерти названы тампонада перикарда кровью, острый инфаркт передней стенки миокарда, хроническая ишемическая болезнь сердца.

В следственный отдел Выборгского района Надежда Бенглянц обратилась в середине августа. 26-го числа ее, брата и отца вызвали на беседу. Женщина подписала бумагу с шапкой «Заявление о совершенном преступлении».

На этот шаг, с описанием двукратного приезда Илларионова и просьбой возбудить уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности», ее подтолкнули внутренние проверки медиков и чиновников-кураторов из комитета по здравоохранению.

Судя по ответу начмеда поликлиники № 97 Дмитрия Яшкина, врачебная комиссия признала ошибки фельдшера Илларионова в оценке состояния больной и неполное использование ресурсов здравоохранения. А еще – отсутствие контроля со стороны старшего врача смены скорой помощи Владимирова и нарушение диспетчером Нурметовой преемственности при передаче вызовов. Они получили по выговору. Заведующему отделением скорой медицинской помощи Василенко сделали замечание.

(Куда обращаться с претензиями на качество медицинской помощи, читайте здесь)

Пока информация из поликлиники шла в комитет по здравоохранению, Виктор Илларионов уволился по собственному желанию. Главный врач 97-й Игорь Ефимов в следствие или прокуратуру о ЧП не докладывал. А районный отдел здравоохранения оказался связан по рукам Трудовым кодексом. За один проступок нельзя карать дважды, и дальнейший разбор полетов с персоналом отделения скорой медпомощи при поликлинике оказался бесполезен. Единственное, чего добился здравотдел, – фиксации высшего по тяжести негативных следствий класса ненадлежащего качества медицинской помощи – 6-го. Он включает дефекты оказания, которые привели к преждевременной смерти и инвалидности.

«В отделе здравоохранения Выборгского района к идее обратиться в Следственный комитет отнеслись скептически. К СМИ не обращаться просили «по-человечески», потому что я ничего не добьюсь, а только дам лишний повод массам назвать врачей убийцами», – уточнила Надежда Бенглянц.

По информации «Фонтанки», следствие истребует из поликлиники № 97 не только документацию по умершей петербурженке, но и регламентирующие приказы. В частности, интерес вызывает номенклатура вызовов, на которые уполномочены направляться фельдшеры – специалисты со средним медицинским образованием. Ее утверждает главный врач поликлиники. Вполне может быть, что подозрения на ишемию к компетенции фельдшеров не относятся.

(Почему к пациенту с инфарктом в аэропорту Шереметьево отправили фельдшера, читайте здесь)

Кроме того, есть основания считать, что СК может счесть нарушением двойной выезд Илларионова. Как правило, на повторный вызов к пациенту едет другой медик, для минимизации диагностической ошибки.

Наверняка небезынтересным для следствия покажется и личность фельдшера. Уроженец Самарской области. Ранее его регулярно, не меньше десятка раз, штрафовали за нарушение правил ПДД. Илларионов парковал машину где попало, проезжал перекрестки как бог на душу положит, превышал скорость. Пожил в Тюменской области, где привлекался к уголовной ответственности по статье 228 УК за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. В 2002 году был отпущен под подписку о невыезде и после исчезновения объявлен Нефтеюганским РУВД в федеральный розыск. Был условный приговор с испытательным сроком в год. Но это дело давнее, судимость погашена. До петербургской «неотложки» успел поработать в медучреждениях Астраханской области.

В Петербурге, по информации издания, Виктор Илларионов не зарегистрирован, что с учетом легкости перемены мест жительства неудивительно.

Работе на «Скорой» прошлое фельдшеру не мешало. ФСКН, согласно своему административному регламенту, проверяет всех работников, которые в силу своих служебных обязанностей получают доступ к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ. Заключения выдаются только о наличии непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Видимо, что и было сделано при трудоустройстве в 97-ю поликлинику.

Александр Ермаков

 


 

источник :     «Фонтанка.ру»

вернуться в раздел новостей