с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Петербургские специалисты рассказали, кто виноват в том, что лекарства дорожают
10 Сентября 2014 г.

Потребители жалуются, что цены на лекарства растут – и на отечественные, и на импортные, хотя никаких запретов на импорт фармацевтической продукции Россия, ни Европа не вводили. Петербургские специалисты рассказали, кто в этом виноват и что пациентам делать?

 

Александр Хаджидис, главный клинический фармаколог Санкт-Петербурга: 

– У нас аптеки представлены преимущественно сетями. Во многих странах Европы  с сетями как раз борются.  

– Мне сложно сказать, почему и как у них это работает. Думаю, так на Западе борются со всеми проявлениями монополии. 

– А ассортимент лекарств в России и на Западе отличается? 

– Нет, не думаю, что есть какие-то принципиальные отличия. Все новинки, появляющиеся в мире, в разумные сроки регистрируются и появляются у нас на рынке.  

И тут требуется небольшой комментарий. Развитость этого глобального рынка приводит к многочисленным спекуляциям. Продавать фармацевтическую продукцию – не то же самое, что продать любой другой продукт. Лекарства – это социально значимый товар. Но все управляется бизнесом, а бизнес производит то, что покупается. А не то, что полезно для пациента. И врачи часто идут на поводу у бизнеса. По этой причине прорывов, открытий не происходит, лекарств, которые перевернули бы мир, не появляется. Разработка лекарств – это теперь не революционное, а инновационное событие. 

Появляются новые препараты – но на деле они примерно такие же, как предыдущие, с чуть  более высокой – и то не всегда – эффективностью. А стоит такой препарат гораздо дороже. 

Конечно, когда нам говорят: «Вот если бы у нас этот препарат быстрее появился, мы бы помогли, вовремя помощь оказали бы», – в этих словах есть толика правды, особенно когда речь идет о таких областях как онкология. Но чаще всего это спекуляции. 

Не так давно было проведено исследование по влиянию лекарств на продолжительность жизни. Исследование включало 71 новое серозное лекарство, произведенное за последние 15 лет, а целью было – вычислить медианное (вероятное) увеличение продолжительности жизни после их применения. Всего на полтора месяца, как оказалось! При этом множество побочных эффектов и огромная цена вопроса.   

(Задать вопрос Александру Хаджидису о лекарствах вы можете здесь) 

Так что, возвращаясь к вашему вопросу, я бы сказал, что по содержанию наш рынок от западного не отличается. Но у нас серьезная проблема оказания медицинской помощи. Например, в кардиологии: наиболее частая причина смерти в нашей стране – сердечно-сосудистые заболевания. Тут мы в 6-8 раз опережаем страны Евросоюза. Хотя достойные лекарства есть. Но не все определяется лекарствами. Если жить все время в стрессе – а у нас то перестройки, то перестрелки, – никакие лекарства не помогут.  

– Насколько наш рынок зависит от импортных лекарств? 

– Да, мы импортозависимая страна. По последним данным, в стоимостном выражении мы зависимы на 75-80%, в натуральном выражении чуть меньше – на 55-60%. В любом случае – больше половины. В области препаратов от диабета мы зависим на 90%. Но я должен заметить, что в мире нет государств, которые были бы независимы от импорта совсем. Но когда ты зависишь примерно на треть, то это, пожалуй, нормально. А когда на две трети – три четверти, это плохо. А у нас именно второй вариант.   

– Летом цены на лекарства подскочили. Связано ли это с санкциями?  

– Всегда трудно объяснить рост цен. Эта тема обсуждалась полгода назад, Федеральной  антимонопольной службой было проведено большое исследование с довольно большой выборкой – несколько тысяч позиций было прокомментировано. Оказалось, что в нашей стране цены на лекарства одни из самых высоких. И они постоянно растут, независимо от конъюнктуры и политической ситуации. Однако в данном случае рост цен действительно можно объяснить санкциями. Мы видим, что тот период, когда валютное соотношение изменилось, совпадает с периодом роста цен. Я не исключаю, что в это время закончились старые договора на поставку лекарств, поэтому новые пришлось заключать по новым ценам.  

(Как в России запретят госзакупку импортных лекарств, узнайте здесь) 

Но дорожают не только импортные препараты, но и отечественные, которые у нас производят. Потому что они лишь условно отечественные – по большей части их производят на основе западных разработок. Ну и, конечно, рост цен связан с инфляцией, удорожанием производства.  

– Как уменьшить зависимость от импорта? 

– Надо развивать свое производство. Пока есть лишь единицы предприятий, которые  сами производят препараты и даже разрабатывают новые молекулы. Но единичные, они пока погоды не делают. Чтобы что-то делать, надо начать, понимая, что эффект мы получим не сегодня и даже не через год. И это даже не вопрос денег. Это вопрос кадров. У нас не хватает специалистов. Когда была определена стратегия развития-2020, то ее задачи были таковы: к 2012 году у нас должно быть высокотехнологичное производство, к 2017 году мы заместим импорт своей продукцией и обеспечим национальную независимость рынка. И к 2020-му у нас будут инновации, не имеющие аналогов. Но, судя по всему, мы не очень укладываемся в эти сроки. Есть положительная тенденция, но пока она очень вялая и незначительная.  

– Когда мы приезжаем за границу, там невозможно купить многие лекарства без рецепта. А в России – запросто.  

– Это наша большая проблема. Есть хорошая фраза: любое лекарство вредно, и лишь некоторые могут быть полезны. Рецепт доказывает, что препарат врачом рекомендован! А у нас врачи даже рецепты толком не выписывают. Часто приходят в аптеку с клочками бумаги от врача в качестве рецепта.

Рекламы лекарственных средств, я считаю, также быть не должно. В Америке и Германии реклама есть, но там работают другие механизмы: ты без рецепта ничего не купишь. А у нас все под впечатлением этой рекламы – и врачи, и пациенты. Это серьезный вопрос, он много раз обсуждался, но ничего пока не сдвигается с места. Когда есть политическая воля – все решается мгновенно. А пока, видимо, рыночные интересны перевешивают приоритет здоровья нации.  

Татьяна Зайченко, председатель правления Фармацевтической ассоциации СПб и Северо-Запада: 

– Вы заметили: цены на лекарства растут быстрее, чем раньше?  

– Постепенный рост цен продолжается – как и на любой другой товар. Отчасти цены диктует курс валют: курс растет – растет и цена. Но никакой паники в аптеках не наблюдается. Санкций не было, и добровольно никто не отказывался от поставок в наши аптеки. 

Если вы как потребитель видите, что на препарат цена быстро растет, – идите в другую аптеку, наказывая таким образом тех, кто допускает необоснованный рост цен. Это нормальный рыночный механизм.  

– Импортные лекарства растут в цене быстрее наших? 

– Конечно, на них влияет курс валют. Если растет доллар – растет и цена.  

– Говорят,  в высоких ценах виноваты аптечные сети. 

– Все зависит от собственника, от его ценовой политики. У нас есть лекарства, которые входят в перечень жизненно важных лекарственных препаратов и не могут быть дороже зарегистрированной на уровне государства предельной цены. На этих позициях роста быть не может. Вся остальная продукция попадает под свободное ценообразование. И тут предъявить претензии к аптеке нельзя, она работает, как любой другой магазин. Дорого – идите и покупайте там, где дешевле. 

– В ряде западных стран аптечные сети вообще запрещены.  

– Развитие бизнеса везде идет по-своему. Мы приняли решение, что у нас возможны сетевые аптеки. Вы сами видите – даже сети работают по-разному: в одних - дешево, в других - дорого. Кто-то работает на элитную публику, кто-то рассчитывает на массового потребителя. И в этом смысле сети работают так же, как и отдельные аптеки. И никак это не препятствует появлению новых аптек. Хотя рынок плотный, количество аптек увеличивается.  

– В каких процентах случаев можно заменить дорогое лекарство дешевым аналогом? 

– У нас есть специальный справочник «Синонимы лекарственных средств», где есть позиции, у которых синонимов по 100 и больше. Выбрать себе аналог по доступной ценовой категории всегда возможно. В аптеках вам всегда обязаны предлагать разные по цене варианты

– Дорогое лекарство более эффективно? 

– Оригинальные препараты обычно дороже, так как на то, чтобы его разработать, фирмы тратят очень большие деньги. А когда проходит срок патентной защиты, появляются синонимы, копии – и предприятия могут предложить их по более низкой цене, так как не тратят денег на их разработку, клинические испытания и т.д. В остальном цена зависит от наполнителей и так далее. Молекула везде та же. Разница в нюансах.  

Мария В., провизор: 

– Этим летом цены на лекарства действительно резко выросли.  Обычно летом все дешевеет, а в сентябре цены поднимаются на 2-3%, не больше. В конце августа – начале сентября все товары в аптеках подорожали, в среднем, на 5-7%, и это вполне ощутимо, посетители постоянно жалуются. 

При этом дорожает все – не только импортные, но и отечественные препараты. Дефектуры, т.е. отсутствия препарата, не наблюдается: из Украины, Америки, Европы поступает та же продукция, что и прежде, перебоев нет. 

Некоторые препараты, правда, уходят на перелицензирование, и их некоторое время нет на рынке. Например, недавно на перелицензирование ушел аэрозоль «Сальбутамол». Пока его не было, цены дико взвинтились: если раньше он стоил максимум 80 рублей, то теперь – от 200 рублей. Просто потому что его не хватает на складах.  

Повышение стоимости касается всех аптек. Понятно, что в разных аптеках цены разные. Аптеки закупают товары у поставщиков, каждый склад дает свою наценку для каждой аптеки. Если ты в хороших отношениях со складом, быстро оплачиваешь счета – тебе дают минимальную наценку. А если в течение полугода платишь – наценка огромная!   

(Какие лекарства в России стоят в несколько раз больше, чем в других странах, читайте здесь) 

Подорожала, в основном, наиболее востребованная продукция – препараты для снижения давления, уровня холестерина, для лечения желудка и так далее. Дорогие препараты и дорожают быстрее, если они важны, так как есть уверенность, что потребитель все равно их купит. А всякие БАДы, перевязка и прочее дорожают на 1-2%.  

Сильно разнятся цены даже на препараты, которые попали в перечень жизненно необходимых лекарственных средств, так как даже фиксированные ценовые границы позволяют в пределах 55% варьировать цену.  

Есть ли смысл заменять дорогие препараты дженериками? Я думаю, это не всегда оправданно. Оригинальный препарат – это то, что фармацевты изготавливают и около 15 лет испытывают. Когда выходит срок патента, появляются дженерики – с таким же веществом в основе, с той же субстанцией. Но они уже не проходят испытаний. По этой причине аппарат очень дешевый. Он проходит проверку на содержание вещества, качество оболочки. Но оригинальные препараты всегда держат марку, а аналоги лишь пытаются повторить их состав. Поэтому мы всегда рекомендуем оригинальные препараты, в которых мы уверены.  

Анастасия Дмитриева

 


 

источник :  «Город 812»

вернуться в раздел новостей