С 1 января врачей могут начать штрафовать за назначение и указание в рецепте конкретного названия препарата – такова суть законопроекта Минздрава РФ, вводящего наказание за несоблюдение нормы, уже действующей с 2013 года. Согласно ей, медик вправе посоветовать пациенту только действующее вещество, но не конкретный медикамент. Врачи и эксперты сомневаются в действенности предложенных поправок. Одни считают, что пациенты будут стремиться купить более дешевое, но менее эффективное лекарство, а другие – что навязывание дорогих лекарств, с которым вроде бы и должен бороться закон, характерно не только для врачей, но и для работников аптек, которым новая норма как раз таки развяжет руки. Медработники признаются «НИ», что лекарства сегодня выписываются по закону, однако устно врачи все равно советуют пациентам определенную торговую марку.
Законопроект разработан Минздравом РФ и вносит поправки в КоАП, устанавливая штраф за нарушение порядка выписывания лекарств. В рецепте, по закону, должно значиться международное непатентованное наименование препарата (МНН) - название главного действующего вещества. Если его нет, то группировочное. И только в случае отсутствия и того, и другого – торговое наименование. Несоблюдение этих правил начнут карать штрафом в размере от двух до трех тысяч рублей. Следить за нарушителями должен Росздравнадзор.
Существующий порядок назначения и выписывания лекарств был введен приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2012 года и начал действовать с 1 июля 2013 года. Таким образом, ведомство пыталось бороться со сговором врачей и фармацевтических компаний, из-за которого пациент зачастую был вынужден покупать более дорогой препарат, не зная, что помочь мог бы и его аналог (дженерик) подешевле. Назначение же препарата по международному непатентованному наименованию давало человеку выбор в аптеке.
Однако у введенной меры обнаружилось много нюансов. На них указали в ходе публичного обсуждения поправок. «На каждого проверяющего сотрудника Росздравнадзора придется около 2,5 тысячи врачей. И это без учета других полномочий Росздравнадзора в рамках защиты прав граждан. Без увеличения количество проверяющих сотрудников территориальных органов Росздравнадзора данная норма окажется фактически мертворожденной», – приводится в сводке мнение одного из экспертов.
Другой эксперт подчеркнул сложности с указанием необходимой дозировки лекарства (в аналогах она может отличаться), а также напомнил, что пациенты часто слушают не только советы врачей, но и сотрудников аптек, верят рекламе. А фармацевт тоже может быть в сговоре с компанией, производящей лекарства.
«Врачи следуют установленному порядку при выписке льготных рецептов, ведь это происходит через специальную программу в компьютере. Касательно же простых рекомендаций норма не соблюдается», – отметил в разговоре с «НИ» участковый терапевт и эндокринолог Андрей Пыстогов. Он отметил, что врачи советуют пациентам конкретные лекарства не только потому, что некоторые из докторов действительно могут быть в сговоре с фармкомпанией, но и в целях заботы о тех, кого они лечат. «К примеру, если сравнить один из препаратов нашего и зарубежного производства (цена отличается в несколько раз, но все равно остается доступной), то по клиническому эффекту зарубежный однозначно выигрывает» – рассказывает доктор Пыстогов.
Собеседник «НИ» отмечает, что врачи все равно будут давать как минимум устные рекомендации с названиями конкретных лекарств, поскольку «здоровье людей важнее прихоти министерства». На наш вопрос, связано ли введение штрафов с последними заявлениями политиков, советующих использовать российские аналоги лекарств и желающих поддержать отечественный фармацевтический рынок, врач заметил, что тоже разделяет данные подозрения.
«Правила выписки рецептов касательно указания МНН сейчас строго соблюдаются. Это неудобно ни для врача, ни для пациента. Лекарств много. Часто название одного препарата на латыни состоит из большого количества слов, обозначающих все компоненты. Надо знать их, сверяться, правильно ли все написано, а это долго. Из-за ошибки в рецепте пациент не получит препарат, пока врач снова его не перепишет», – рассказала «НИ» педиатр и инфекционист Анастасия Селезнева.
«Появившееся год назад требование изначально стало грубой ошибкой. Врач утратил функцию лечения. Как с него спрашивать, если он не может даже посоветовать конкретный препарат? Поэтому введение административного наказания я считаю глупой затеей и надеюсь, что она не пройдет», – сказал «НИ» президент «Лиги пациентов» Александр Саверский. Он добавил, что вопреки мнению Минздрава далеко не все препараты в рамках одного МНН имеют одинаковые свойства. У них могут быть разные формулы, разные добавки, разная частота вещества. Да и дженерики далеко не всегда соответствуют оригиналам.
«По сути, если на пациенте отразилось побочное действие препарата, то врач даже не может посоветовать другой, поскольку сразу же в глазах Минздрава становится участником сговора. Врачи потеряли право называть лекарство, но его приобрел провизор в аптеке, который видит человека в первый и последний раз и вполне может руководствоваться коммерческими интересами», – указал г-н Саверский. Кстати, в «Лигу пациентов» уже поступают жалобы на врачей, которые вообще отказываются выписывать рецепт, не желая попасть под статью.
источник : www.newizv.ru