25 сентября пресс-служба ОНФ распространила заявление главы Фонда «Здоровье» Эдуарда Гаврилова о том, что для более объективного контроля за модернизацией здравоохранения Росздравнадзор должен быть выведен из подчинения Минздраву и передан в подчинение Правительству, тогда он будет функционировать независимо, по аналогии с Роспотребнадзором, на работу которого нет министерского давления".
Напомним, что медицинские организации и региональное здравоохранение в целом не находятся в прямом подчинении у Минздрава России. Эти функции осуществляет подведомственная Минздраву России служба - Росздравнадзор.
Озабоченность автора инициативы вызвало также то обстоятельство, что по данным Фонда «Здоровье», мощности компьютерной и магнитно-резонансной томографии используются лишь на одну треть. По мнению Гаврилова, это происходит из-за того, что «Росздравнадзор, который обязан контролировать поставки и использование дорогостоящего медицинского оборудования, смотрит на происходящее сквозь пальцы».
Заявление главы Фонда «Здоровья» вызвало неоднозначную реакцию в отраслевом сообществе.
Комментирует Президент «Лиги пациентов», член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, член Общественного совета при Минздраве РФ Александр Саверский:
- Идея об отделении Росздравнадзора от надзорных контрольных органов и Министерства здравоохранения - не нова. Общественный Совет по защите прав пациентов при Росздравназдоре обсуждал ее еще в 2007 году. И тогда, и сейчас этот вопрос не является самым актуальным по сравнению с другими проблемами в сфере надзора и контроля.
Функции контроля поставок и использования дорогостоящего медицинского оборудования находятся вне компетенции Росздравнадзора. Более того, сегодня никто не контролирует эту сферу.
До 2011 года у Росздравнадзора не было полномочий и в области контроля качества оказания медицинской помощи. Сейчас в 323-м ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» появилась строка о том, что Росздравнадзор может проводить контроль, проверки, акты, но при этом не имеет права налагать никаких санкций. Получается, надзор без зубов.
Поэтому сегодня нет никакого смысла говорить о независимости органа, который не имеет полномочий.
Намного более актуальным является вопрос о наделении Росздравзнадзора соответствующими надзорными функциями, в частности полномочиями по административному преследованию в сфере здравоохранения, в том числе медицинских работников и руководителей лечебных учреждений за выявленные нарушения.
- Какую ответственность за подобные нарушения несут медработники сегодня?
- На сегодняшний день ответственность в отрасли регулируется уголовным законодательством. Это совершенно ненормальная ситуация, сравнимая с тем, как если бы мы за каждое нарушение на дороге пытались посадить водителя в тюрьму. В этой ситуации отрасль всеми силами защищает врачей от уголовного преследования.
Если же эксперт будет писать заключение по делу, понимая, что врачу грозит лишь штраф, а не уголовное преследование, мы имеем шанс получить объективный анализ врачебных ошибок. В этой связи мною в Общественный совет при Минздраве России внесен проект поправок в Кодекс административных правонарушений РФ, в соответствии с которым в зависимости от тяжести или совокупности правонарушений медицинского работника предусматривается система штрафов и лишение практики на несколько лет или пожизненно.
На мой взгляд, ничто не мешает передать функции административного преследования медицинских работников Росздравнадзору. Для этого его не нужно выводить из Минздрава. И только увидев, работает это или нет, мы сможем вернуться к вопросу о независимости Росздравнадзора от Минздрава.
- Кто может наделить Росздравнадзора функциями административного преследования?
- Этот вопрос решается изменениями в Кодекс административных нарушений, которые должен инициировать Минздрав РФ и которые должны быть приняты Государственной Думой.
На сегодняшний день в системе здравоохранения полно проблем, которыми необходимо заниматься. Отрасль, лишенная эффективного контроля, превращается в «черную дыру»: сколько ей не дай денег – все мало, потому что они уходят неизвестно куда. Если Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения наделить соответствующими полномочиями, то она будет их выполнять – не важно в составе Минздрава или нет. Поэтому выведение Росздравнадзора из подчинения Минздраву не является сейчас ключевой задачей.
Светлана Белостоцкая
источник : ria-ami.ru