В России впервые за всю историю медицины узаконена паллиативная помощь. Почему отделения паллиативной медицины, хосписы и отделения сестринского ухода – разные виды медицинской помощи, «Доктору Питеру» объяснила Диана Невзорова главный внештатный специалист по паллиативной помощи Минздрава.
В Министерстве здравоохранения впервые в истории здравоохранения страны назначен главный внештатный специалист по паллиативной помощи – Диана Невзорова, главный врач московского Хосписа №1 имени Веры Миллионщиковой, ученица Веры Васильевны, основательницы и на протяжении шестнадцати лет главного врача 1-го московского хосписа.
Диана Невзорова впервые в качестве главного специалиста Минздрава приехала в Петербург, чтобы принять участие в научно-практической конференции, посвященной 20-летию хосписа Городской больницы №14 и ответила на вопросы «Доктора Питера».
- Диана Владимировна, в «Порядке оказания паллиативной помощи взрослому населению» о хосписах забыли.
- В «Порядке…» была прописана система паллиативной помощи, которая должна работать в стране, но в него действительно не вошла очень важная часть этой помощи –хосписная. Это вызвало непонимание и вопросы у профессионального сообщества: почему люди, составлявшие этот документ, не подумали о них? Обсуждение и предложения Минздраву сыграли свою роль, нас услышали. В министерстве разработан новый «Порядок оказания паллиативной помощи взрослому населению», в котором хосписы заняли свое место. Сейчас документ находится на утверждении в Министерстве юстиции.
- Существует некоторая путаница, как среди пациентов и их родственников, так и среди врачей: они «ставят на одну доску» паллиативные и сестринские койки.
- Их «ставят на одну доску» потому что нет правильных нормативных документов и понимания, что такое паллиативная медицина и что такое сестринский уход. Несомненно, в паллиативном отделении огромна роль медицинской сестры – во многом от качества ее работы зависит удовлетворенность учреждением. Но такую помощь невозможно оказать без врача, особенно в условиях нашей нормативно-правовой базы, особенно при показаниях к сильнодействующим наркотическим препаратам в любое время суток. В отделении паллиативной медицины в любой момент может ухудшиться состояния больного, может потребоваться не реанимационная, но интенсивная терапия. Здесь необходим врач. Отделения сестринского ухода рассчитаны на так называемых стабильных больных, которым нужна медицинская, но не врачебная помощь. В новом «Порядке…» прописана разница в работе этих отделений. Конечно, это разные понятия – паллиативные и сестринские койки.
- Что-то изменится по обезболиванию пациентов в хосписах или по-прежнему «полторы ампулы на пациента»?
- «Порядок оказания паллиативной помощи взрослому населению» не регламентирует, сколько ампул на отделении на одного пациента должно быть. И даже приказы по назначению сильнодействующих наркотических препаратов тоже не регламентируют объемы препаратов в организации. Чаще всего такая ситуация – вина самого руководителя организации, это значит, что нет правильного заказа и правильных заявок. Нужно идти от потребности пациентов, осознавать, что ты в отделении делаешь. Сейчас некоторые организации начали открывать у себя паллиативные отделения, и надо понимать, что в этих отделениях должна быть возможность выписки наркотических препаратов, то есть там должны быть обустроены комнаты и сейфы, соблюдены все нормативные требования к хранению и применению сильнодействующих лекарств. Некоторые больницы идут по пути создания отделений, которые будут работать на все другие отделения, где есть пациенты с болью. Это неправильный путь, потому что лучше, чтобы на каждом отделении лечащий врач выписывал обезболивающее своему пациенту. Но финансово для учреждения это более выгодно.
- Когда, наконец, появится паллиативная помощь для неонкологических пациентов?
- Хосписы создавались и сейчас работают для онкологических больных, в новом «Порядке…» мы тоже это констатируем. А терминальные неонкологические пациенты могут госпитализироваться на паллиативные койки стационаров, которых должно быть больше. Надо понимать, что для неонкологических больных часто нужна реанимация, интенсивная терапия, помощь других специалистов. Поэтому мы надеемся, что так выстроим систему, в которой достойная помощь будет оказываться любому пациенту в терминальном состоянии.
- Как и где сейчас готовят специалистов паллиативной помощи?
- Сейчас в разных институтах разрабатываются учебные циклы - мы еще в начале пути, поэтому пока рано говорить о создании единой программы для всех вузов и медицинских колледжей. Но заявок на такую программу много. Уже разработаны программы постдипломной подготовки среднего медперсонала и врачей разных специальностей. Минздрав буквально на этой неделе объявил, что прописаны модули по обезболиванию, они разосланы во все вузы. А кафедра паллиативной медицины у нас в России всего одна – в Московском государственном медико-стоматологическом университете (Третьем меде), и возглавляет ее Георгий Новиков - председатель правления Российской ассоциации паллиативной медицины.
Галина Артеменко
источник : doctorpiter.ru