с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

В Петербурге исчезло дешевое лекарство для лечения рака
20 Октября 2014 г.

В Петербурге, да и во всей России закончился основной препарат для лечения раковых больных — циклофосфан. Его нет в городских аптеках, в больницах собирают по сусекам последние упаковки. Врачи пребывают в тихом ужасе — по их словам, ситуация складывается безвыходная. Жизнь и здоровье тысяч пациентов зависят от этого лекарства. 

 

Аптеки и больницы остались без «хлеба»

Циклофосфан — отечественный препарат, стоит копейки (одна упаковка — около ста рублей) и давно используется в онкологии в длительной терапии. Это базовое лекарство, обладающее широким спектром противоопухолевого действия для лечения лейкозов, злокачественных лимфом, больших опухолей с метастазами (рак яичника, молочной железы, легких).

«Незаменимый препарат, — говорят онкологи. — Его отсутствие бьет по всей схеме лечения. Это все равно что в доме нет хлеба». 

— Дефицит циклофосфана действительно существует, — сдержанно подтвердил «МК» в Питере» главный онколог Петербурга Георгий Манихас. — Препарат не поступает уже в течение последних полутора месяцев. Мы отправили официальные запросы производителям. Но ответа так и не получили. В городских больницах остались еще свои запасы. Но ситуация сложная. Будем думать, что делать…

По словам врачей, у циклофосфана есть импортные аналоги. Но они очень дорогие и требуют определенной схемы применения. Ситуация складывается безвыходная, признаются медики. В городских больницах онкопациентам прямо говорят, что циклофосфана больше нет. Люди заказывают препарат в московских аптеках (в Питере его уже не найти). Но скоро это лекарство закончится и там… 

В компании-производителе «Лэнс-фарма» сообщили, поставки циклофосфана прекращены. По какой причине, в фармацевтической компании не пояснили, сославшись на то, что куратор отдела продаж сейчас находится в командировке и, кроме него, объяснить, почему циклофосфан снят с производства, никто больше не может. По неофициальной версии, лекарство прекратили выпускать из-за его низкой рентабельности — проще говоря, российские фармацевты внезапно, без объяснения причин, отказались от производства дешевого препарата. Судя по всему, преследуется исключительно финансовая выгода. О том, что будет с пациентами, никто не подумал: циклофосфан применяют в определенной схеме химиотерапии — в сочетании еще с двумя препаратами, — и как его отсутствие скажется в итоге на состоянии онкобольных, никто не знает. По сути, на пациентах ставят опасный эксперимент.

Чиновники душат фармацевтов

Как выяснил «МК» в Питере», циклофосфан в России выпускают несколько фармацевтических компаний. «Лэнс-фарма» в Подмосковье, «Биохимик» в Мордовии, «Деко» в Вышнем Волочке. Последний работает на рынке более 30 лет, еще со времен Советского Союза. Это основной производитель циклофосфана в стране. Производство препарата прекратилось там в апреле этого года. По словам директора завода Владимира Гребенькова, государство установило такую предельную отпускную цену препарата, что производить его стало невыгодно. 

— При себестоимости 27–28 рублей нам предлагают продавать циклофосфан за 18 рублей, — поясняет Гребеньков. — Мы были вынуждены остановить его производство. Известили об этом все профильные министерства. На этом пока все. 

Что будет дальше, непонятно. Циклофосфан входит в список жизненно важных препаратов, внесен в государственный реестр лекарственных средств — казалось бы, он не может так просто исчезнуть с аптечных прилавков. 

Как рассказали производители циклофосфана, у каждой компании своя отпускная цена, разрыв может быть десятикратным. К примеру, у одной фирмы она 20 рублей, а у другой — все 65. 

— Государству не выгоден российский производитель, — говорит уже другой руководитель отечественной фармкомпании, попросивший не называть его имя. — К примеру, наш препарат стоит 10 рублей, а турецкий — 300. Как думаете, какой купит государство? Закупки выгодно делать там, где цена на препарат выше... Больше возможностей для откатов. 

Рынок расчищают для иностранцев

Сейчас чиновники собираются установить предельно допустимые цены на лекарства из списка жизненно важных лекарственных препаратов. Чем это может закончиться, уже понятно — дешевого циклофосфана, от которого зависят сотни тысяч больных во всей стране, больше не выпускают. А если и производят, то небольшими партиями по огромной цене. Кстати, отечественные фармкомпании уже давно грозились прекратить производство убыточных препаратов в связи с переводом производства на стандарты GMP. Угроза выполнена: лекарства, которые пытались сделать дешевыми, стали дефицитными. Например, фармацевтическое предприятие «Дальхимфарм» еще в 2011 году прекратило производство основного перечня ранее выпускаемых жизненно важных лекарственных препаратов — антибиотиков, жаропонижающих препаратов, лекарств для органов пищеварения, глазных капель, витаминов, препаратов для лечения щитовидной железы. В России уже практически свернуто производство глюкозы, новокаина, витамина D и аскорбиновой кислоты. 

Симптомы всегда одинаковы: сначала сокращается ассортимент в аптеках, потом дефицит бьет по больницам и поликлиникам. В Петербурге, судя по всему, не были готовы к тому, что исчезнет циклофосфан — давно проверенное и дешевое лекарство. Запасов никто не сделал. Кроме того, вскоре может исчезнуть еще один важный в онкологии препарат — 5-фторурацил. Питерские медики уже говорят о его нехватке... 

Не так давно в России была принята федеральная программа, в которой расписано, как будет развиваться фармацевтическая промышленность до 2020 года. На бумаге планировалось, что не менее половины рынка будет принадлежать именно отечественным производителям. Но на деле в России уже насчитывается более 20 иностранных представителей, возводящих свои фармацевтические предприятия. «Не получится ли так, что сейчас Россия намеренно расчищает рынок для иностранных производителей лекарственных средств, стоимость которых в несколько раз превышает отечественные препараты?» — задаются вопросом эксперты. 

Ирина Молчанова, «МК» в Питере»

 



источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей