с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Эксперт: Бюджет российского здравоохранения до 2017 года – полмиллиона смертей россиян
20 Октября 2014 г.

Бюджет здравоохранения, рассчитанный до 2017 года, некорректен по объему финансирования системы здравоохранения и по структуре расходов. Стране он обойдется в полмиллиона жизней россиян. Об этом заявила председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, д.м.н. Гузель Улумбекова.

 

 

О снижении продолжительности жизни и росте смертности

- Бюджет здравоохранения в сравнении с 2014 годом в следующем году не увеличится, если посчитать в постоянных ценах, то есть, с учетом инфляции. В доле валового внутреннего продукта (ВВП), расходы на здравоохранение будут падать: с 3,7% ВВП, которые были в 2013 году, до 3,5% в 2014 году и далее. Наверное, в 2015 и 2017 годах тоже будет около 3,5% . Может показаться, что ситуация останется на прежнем уровне. Но это не совсем так, потому что и по объему финансирования, и по структуре расходов бюджет здравоохранения некорректный, неверный.

(Подробнее о бюджете здравоохранения на ближайшие три года читайте здесь)

Почему? С 2005 года, когда начался приоритетный национальный проект «Здоровье», а затем началась программа модернизации здравоохранения, было увеличено государственное финансирование здравоохранения, и расходы направлялись на приоритетные темы. С поэтапным увеличением финансирования улучшались показатели здоровья населения: с 67 лет в 2005 году ожидаемая продолжительность жизни россиян выросла почти до 71 года в 2013 году. Но сегодня появились серьезные риски ухудшения показателей здоровья в силу того, что финансирование здравоохранения не увеличивается, и нарастают базовые проблемы в здравоохранении. То есть коэффициент смертности будет расти. Например, в 2013 году он составил 13 случаев на 1000 населения в год, а за первое полугодие 2014 года этот показатель вырос до 13,3 случаев на 1000 населения. В 2018 году мы поставили задачу снизить коэффициент смертности до 12 случаев. А этого не произойдет в связи с фактическим сокращением финансирования медпомощи. Значит вместо того, чтобы снизить смертность, мы позволим людям, которые могли жить при оказании им своевременной помощи, умереть. А это - полмиллиона дополнительных смертей российских граждан. Такова цена бюджета до 2017 года.

О недостатке денег

Эксперты в области организации здравоохранения пытаются доказать Министерству здравоохранения, Минфину и правительству, что наше российское здравоохранение недофинансировано из государственных источников. Как следствие, мы имеем объемы бесплатной медицинской помощи в 3 раза меньше, чем в новых странах Евросоюза (Чехия, Венгрия, Польша или Словакия) с аналогичным нашему уровнем экономического развития, но долей расходов на здравоохранение – в 5,4% ВВП. Например, аортокоронарного шунтирования и стентирования мы делаем в 5 раз меньше, чем в этих странах. Лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях за счет государственных средств, то есть по рецепту врача, у нас в 4,5 раза меньше.

Высокотехнологичными методами медицинской помощи мы обеспечены в 3 раза меньше, чем в этих же государствах, которые также экономически развиты, как и наша страна.

(Как обещают увеличить объемы ВМП в России, узнайте здесь) 

Главным лоббистом приоритетности финансирования медицины должно быть Министерство здравоохранения. Я вынуждена с сожалением сказать, что битву с Минфином министерство проиграло. Причем, проиграло еще в 2012 году, когда вышли очень правильные указы президента, направленные на увеличение качества и доступности медицинской помощи. Например, по одному из них средняя зарплата медработников должна увеличиваться в 2 раза по сравнению со средней заработной платой в экономике. И, собственно, на что это направленно? На то, что бы врачи получали достойную заработную плату и шли работать в отрасль. Но выполнение этих указов было полностью извращено. Министерство здравоохранения не смогло доказать правильную позицию и чтобы набрать денег на повышение оплаты труда, должны сокращаться объемы специализированной медицинской помощи, должны сокращаться койки. И в результате эти неправильные действия привели к тому, что за 2 последних года коечный фонд, и без того сегодня недостаточный в нашей стране, сократился на 5%. А некоторые регионы, например, Москва, делали это с маниакальной настойчивостью. На 15% сократилось число зданий в системе здравоохранения, медицинских учреждений, в которых пациенты могут лечиться. В первичном звене, несмотря на принятые меры, обеспеченность врачами уменьшилась на 8%, а объем платных медицинских услуг увеличился на 31%. Объемы бесплатной медицинской помощи снижаются. Вот к чему привело такое неправильное исполнение президентских указов. Возникает вопрос, не было ли целью уменьшение объемов бесплатной медицинской помощи для населения, и увеличение расходов на нее из кармана пациента. Открыто об этом, конечно, никто не говорит. 

(Как Минздрав призвал увеличивать зарплату врачам за счет платных услуг, читайте здесь)

С одной стороны, мы понимаем, что Минфин - это кошелек не только здравоохранения, но и других отраслей экономики. У него мало денег и, соответственно, сокращаются расходы. Но мы ни в коем случае не можем сокращать в нашей стране расходы на бесплатную медицину. Почему? Во-первых, тогда у нас будут ухудшаться показатели здоровья. Во-вторых, население у нас сегодня отдает на медицину из своего кармана уже больше, чем в развитых странах. Например, личные расходы населения на здравоохранение сейчас составляют более 30%, тогда как в экономически развитых странах эти расходы не более 20%. Ну а во-вторых, в РФ жители не так богаты, чтобы платить за бесплатную медицину. Более половины страны проживают на доходы меньше 15 тыс рублей в месяц. И по варианту социально-экономического развития, который также представлен Минэкономразвития в реальных ценах, то есть с учетом инфляции, доходы расти не будут, и платить за медпомощь из своего кармана люди не смогу. В условиях, когда государственных услуг мало, население будет отказываться от медпомощи, значит, будет тихо умирать. 

О сокращении сроков лечения

Сокращается время пребывания пациентов на койках - конечно, этого делать нельзя. В развитых странах во всей коечной структуре есть койки активного лечения, где пациент может находиться до 5-6 дней. А дальше, в зависимости от показаний, он поступает или на койки реабилитации, или на койки паллиативные, если есть такая необходимость, или возвращается в первичное звено под наблюдение врача. Но сегодня мы не можем сокращать ни койки, ни время пребывания пациентов на койках. Почему? Потому что коек реабилитации у нас в 4 раза меньше, чем в «старых» странах Евросоюза, коек паллиативного лечения в 15 раз меньше, а в первичном звене - дефицит кадров. Ни о каком патронаже или наблюдении пациентов на дому, которые недолеченными выписаны из стационара, и речи быть не может.

Руководство федерального министерства, к сожалению, не разобралось с проблемой и без боя отпустило распоряжения правительства, которые вынуждают сокращать объем и сроки оказания медпомощи. А это приводит к снижению доступности медпомощи.

О разрушении системы здравоохранения Москвы

Я уверена в том, что московское руководство здравоохранения в лице Леонида Михайловича Печатникова, который, видимо, насмотревшись фильмов «Доктор Хаус», съездив в Израиль и, не являясь грамотным организатором здравоохранения, буквально дестабилизировал фундамент московской системы здравоохранения безудержным сокращением коечного фонда. В Москве с доступностью врачебной помощи первичного звена ситуация еще хуже, чем в средней полосе России. Такая же ситуация с доступностью реабилитационных коек, как в средней полосе. Он не учел, что потоки пациентов, то есть число больных людей в Москве больше, чем в той же Германии. А соответственно и число коек должно быть больше, и число врачей должно быть больше.

Поток пациентов в государственной системе здравоохранения немножко нивелируется тем, что часть пациентов лечится не в московских клиниках, а в федеральных, ведомственных, частных. Но если говорить об обеспеченности коечного фонда в структуре нашей государственной системы здравоохранения и обеспеченности коечным фондом в Германии, то в Москве на 30% меньше коек, чем в той же Германии. А число пациентов с болезнями системы кровообращения, которые являются причиной более 50% смертей в структуре смертности, у нас в 2 раза выше, чем в той же Германии. 

К сожалению, вынуждена признать, что это все происходит при молчаливом согласии Министерства здравоохранения. С моей точки зрения в самое ближайшее время необходимо собрать комиссию по разбору той деятельности, которую учудил Леонид Михайлович Печатников в Москве. Потому что это неправильно, это не только грозит снижением доступности качественной медпомощи. Они Москву могут довести до социального взрыва, а это опасно. 

Сегодня остроту ситуации почувствовали наши врачи. Потому что они остались один на один с пациентом. Это им надо отказывать в госпитализации пациентам, это им надо отказывать в вызове скорой помощи, это они остаются один на один с пациентом и неправильными решениями. Врачи бьют тревогу и пишут письма не в защиту себя, не о повышении своей зарплаты, а в защиту своих пациентов. И наш мэр, Сергей Собянин должен собрать комиссию, которая разберет эту деятельность, Печатников должен немедленно подать в отставку, а в противном случае, тень упадет на самого мэра. 

О том, как спасти здравоохранение

У нас напряженный бюджет, поэтому я предлагаю два варианта развития здравоохранения. Первый -  это вариант-минимум: так называемый управленческий и бюджетный маневр, когда деньги с неприоритетных расходов, а именно, бесконечных строек и закупки дорогостоящего оборудования, а также деньги от оптимизации неэффективных расходов перенаправляются на кадровый потенциал, на ключевую проблему системы здравоохранения. То есть на ликвидацию дефицита кадров и повышение квалификации, поддержку вузовского образования в системе здравоохранения и, возможно, на лекарства в амбулаторных условиях для населения, если останется. При этом варианте мы будем просить очень небольшие деньги из федерального бюджета, не более 50 млрд. В этом случае мы можем остановить падение, распад отрасли, который нам сегодня грозит.   
 
Второй - базовая программа, она предусматривает рост финансирования других статей расходов в здравоохранении, в том числе с темпом роста заработной платы, которое заложено в указах президента. По этому базовому варианту расходы на здравоохранение должны достигнуть 5,4% ВВП, то есть, как в новых странах Евросоюза. Тогда у нас будет шанс улучшить показатели здоровья населения так, как указал президент, увеличив к 2018 году ожидаемую продолжительность жизни до 74 лет.
 

 

источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей