Реформа московской системы здравоохранения предполагает закрытие 28 медучреждений, в том числе 15 больниц. В столице останется 35 многопрофильных больниц-тысячников (по 1000 коек). 2 ноября в Москве медработники собираются выйти на митинг протеста. Стоит ли Петербургу готовиться к такой реформе?
В Москве врачи и пациенты в панике – больницы закрываются, сотрудников увольняют. Московская мэрия объясняет все это оптимизацией: хорошо оснащенные крупные клиники останутся в системе здравоохранения и будут лечить москвичей, остальные будут лечить пациентов с хроническими заболеваниями или выполнять медико-социальные функции ухода за пожилыми пациентами. Ждет ли аналогичная реформа Петербург? Об этом «Доктор Питер» спросил у первого заместителя председателя комитета по социальной политике Совета Федерации Людмилы Косткиной:
- В Москве много федеральных учреждений. Законодательство заставило федеральные клиники не просто получать средства на безбедное существование (содержание науки, врачей, клиник), а зарабатывать их в соответствии с тарифами ОМС. И у Москвы есть возможность перенаправить потоки пациентов в эти хорошо оснащенные клиники, а свои, городские, не соответствующие современным требованиям, закрывать. На их месте намереваются открывать учреждения для ухода за пожилыми и, может быть, передать их в «социалку», потому что это медико-социальные услуги. Их во всей России катастрофически не хватает, в том числе и в Москве.
В том, что реорганизация будет происходить и в Петербурге, можно не сомневаться. У нас тоже есть койки, лишние по каким-то направлениям, и катастрофически не хватает коек сестринского ухода и реабилитации. Например, я точно знаю, что у нас избыток кардиокоек. Мы в свое время создали шесть сосудистых центров, дали им хорошие тарифы на лечение по европейским стандартам, организовали специализированные бригады скорой помощи. Но и другие клиники не спали, а создавали свои сосудистые отделения. Получилось 12 кардиоцентров, плюс федеральный Центр Алмазова, который может взять на себя огромные объемы этой работы. А еще есть частники, которые тоже хотят заниматься этим видом медицинской помощи. Возник переизбыток предложения этого вида лечения, потому что все они просят объемы и плановые задания, то есть хотят лечить петербуржцев за государственный счет по выгодным тарифам.
Или помните, у нас не было медицинских лабораторий? По программе модернизации здравоохранения мы закупили дорогое оборудование и открыли современные лаборатории. Но эту услугу оказывают и коммерческие лаборатории, а государственные могут работать не на один район, а на несколько. Куда нам их столько? Государство должно закупать все больше и больше услуг у всего спектра представленных учреждений. У частных - потому что у них получается дешевле, у государственных - потому что их надо содержать и закрывать проблемы наших жителей.
Избыточные предложения по другим направлениям тоже есть. В то же время реабилитационных коек для восстановительного лечения после инсультов, инфарктов не хватает. Недостает и социальных коек сестринского ухода: как говорили о том, что лежать старикам негде, так и говорим.
Поэтому я против того, чтобы сразу кричать «Все закрывают!». Надо понимать, зачем это делают, что делают, что вместо этого открывают, как будут реорганизовывать. Выполнить эту задачу в Москве сложнее, чем в Петербурге. Хотя и мы должны и будем этим заниматься.
Сегодня на равных в систему ОМС входят муниципальные федеральные, ведомственные, частные учреждения, и государство может и должно выбирать услуги качественные и в том объеме, что нужны. Конечно, оно должно выбирать так, чтобы не лишиться учреждений, в которых оказывают эксклюзивную медицинскую помощь. Например, если в больнице лежат дети с редкими заболеваниями и ни в одной другой больнице их нельзя пролечить, как ее можно закрывать? Мы должны это оплачивать. А если больница, которая никогда не занималась кардиологией, вдруг открывает сосудистый центр, не имея возможности обеспечить стандарт, у нас есть право отказать ей в направлении пациентов. Потому что государство, выбирая клинику для выполнения своего задания по лечению пациентов, платит деньги и должно расходовать их эффективно. Без использования экономического механизма невозможно достичь того, чтобы клиники, которые плохо предоставляют эту услугу, вынуждены были либо подтягиваться к высокому уровню, либо закрываться.
Идея реформирования здравоохранения заключатся в том, чтобы покупать медицинские услуги у тех, кто выполняет их качественно. Поэтому в процессе реформирования недовольные будут обязательно.
источник : doctorpiter.ru