§

Новости

Льготное обогащение (механизм защиты от злоупотреблений)
21 Сентября 2011 г.

 

 

В ближайшее время Госдума рассмотрит поправки в Закон «Об обращении лекарственных средств» и в Кодекс об административных правонарушениях, инициированные антимонопольной службой. В ведомстве полагают, что помогут оградить пациентов от навязывания им дорогостоящих препаратов. Однако, как показывает практика, иногда посетителям аптек нужна совсем иная защита.

Антимонопольщики и депутаты озаботились тем, что недобросовестные медики нередко идут на поводу производителей лекарств и навязывают пациентам покупку неоправданно дорогих препаратов. Новый закон должен предусмотреть механизм защиты от злоупотреблений. Если поправки примут, в рецепте или техзадании на закупку препаратов надо будет указывать их международное наименование, а не конкретное название. Дело в том, что лекарство могут выпускать десятки производителей, варьируя цены на свою продукцию в разы. К примеру, по результатам проведенной ФАС проверки стоимость абсолютно одинаковых медикаментов могла различаться в 63 раза. Напрашивается мысль, что рекомендовать дорогой препарат врач будет отнюдь не из благих соображений. Предполагается, что поправки отобьют охоту лоббировать интересы фармпроизводителей. Нарушение закона может караться штрафом до 40 тыс. рублей и дисквалификацией врача до трех лет. При повторных инцидентах наказание окажется более суровым.

У воронежских медиков и фармацевтов свои приоритеты, причем весьма разнообразные, что, в частности, следует из недавно опубликованного городской Контрольно-счетной палатой отчета об эффективности расходов на приобретение медикаментов для муниципальных нужд учреждений здравоохранения Воронежа в 2010-м и первом полугодии 2011 года. Сравнительный анализ стоимости препаратов показал, что госпредприятие «Воронежфармация» (аптека № 217), следуя общероссийской тенденции, на которую обратила внимание ФАС, предоставляла льготные лекарства по стоимости, превышающей розничные цены на те же препараты в среднем на 16,6%. А всяческие ООО и ЗАО отпускали льготные медикаменты дешевле.

Однако далеко не всегда предпочтение отдается дорогим препаратам. КСП выявила случаи, когда назначенные лекарства заменялись дешевыми аналогами под предлогом отсутствия в аптеке. Так, весьма распространены случаи замены препаратов «Глибомет» и «Диабетон МН» на «Манинил». Средняя розничная стоимость «Манинила» 5 мг № 120 составляет 130 рублей, препарата «Глибомед» № 40 -- 280, «Диабетона» 30 мкг № 60 -- 273. Или другой пример: вместо «Предуктала» ценой в 614 -- 785 рублей выдавали «Триметазидин» (102 -- 246), вместо спрея «Миакальцик» ценой 3698 -- 4460 рублей -- спрей «Алостин» (в среднем 2692 рублей).

Порядок предоставления льготных лекарств прописан в соответствующих приказах Минздравсоцразвития РФ. В частности, предусмотрено, что срок действия рецептов составляет один месяц. Если в аптеке не оказалось нужного препарата, льготник вправе стать на отсроченное обслуживание сроком до 15 рабочих дней. Если же срок действия рецепта истек, возможен отпуск лекарственного средства без его переоформления. Мало кто знает о подобных правилах, хотя они могут быть весьма и весьма полезны. Аудиторами выявлены случаи задержек поставок лекарств, иногда до двух месяцев. «Учитывая социальную значимость контрактов на поставку медикаментов, нарушение сроков поставки лекарственных препаратов может являться критичным для деятельности учреждений здравоохранения. Вместе с тем штрафные санкции к подрядчикам не применялись», -- говорится в отчете КСП.

В нем также сказано, что все промахи медиков и фармацевтов, сознательные или нет, приводят к неприятным последствиям. Пациенты нередко недовольны таким обслуживанием и жалуются на нарушение порядка работы с ними. Им проще отказаться от льготного лекарственного обеспечения и получать наличные деньги, что, в общем-то, подтверждается фактами. Например, в городской поликлинике № 19 от льгот отказались в 2010-м 4308 воронежцев, а в 2011 году -- уже 4150.

Понятно, что неправильно винить во всем лишь аптекарей и врачей. Свой вклад в неблагополучие вносят, конечно, чиновники. После проверки КСП сделала однозначный вывод: «Объемы финансирования обеспечения льготными лекарственными препаратами отдельных категорий граждан явно не обеспечивают необходимую потребность, предусмотренные бюджетами всех уровней в 2010 году расходы покрывают 42% потребности». О том, что проблемы с финансированием льготных лекарств не решены, можно догадаться, ознакомившись с показателями за три последних года. Скажем, в 2009-м из городской казны было выделено 21,5 млн рублей, в 2010-м -- 21,1 млн, а на 2011-й предусмотрены 22,4 млн. Любому человеку, регулярно посещающему наши магазины и аптеки, станет ясно, что ростом финансирования на 1 млн рублей повсеместное увеличение цен не компенсируется.

От 36on.ru можем добавить, что в Воронеже аптеки часто грешат завышением цен на лекарства.

 
 
источник :                                                                                              вернуться в раздел новостей