Такие заболевания, как птичий и свиной грипп, менее опасны и летальны, чем самый обычный грипп, однако в обществе набирают обороты панические настроения. Но кому выгодно нагнетать страсти?
Не успели улететь зараженные гриппом птицы и убежать опасные свиньи, как уже злая Эбола с помощью африканцев спешит расправиться с никак не вымирающим человечеством. Новая угроза доводит людей до абсурда: они перестают пожимать руки при встрече, не ходят в учреждения, в которых бывали выходцы из Западной Африки, где бушует лихорадка. Даже хотели запретить африканцам въезд в страны Европы. А в это время фармацевтические и исследовательские компании подсчитывают доходы. На разработку новых лекарств от невиданных доселе хворей выделяют невообразимые суммы. Кому это выгодно? Есть ли здесь сговор или люди сами своей глупостью подталкивают фармацевтические компании к таким способам заработать?
Жизнь ничему не учит. Эбола, птичий, свиной грипп — все как один называли глобальной угрозой человечеству.
В итоге страсти утихали, жертв было не больше, чем от уже известных болезней, зато появлялись новые лекарства, а, значит, и баснословные прибыли от их продажи. Тем более, если подогреть спрос громкими заголовками о страшных угрозах в СМИ. К примеру, птичий грипп не был новым штаммом, он просто немного мутировал. Никакой сенсации для специалистов в этом тоже не было. Впрочем, как и угрозы вымирания всего человечества. Данные по смертности от новых видов гриппа не сильно отличались от показателей гибели людей от ежегодного сезонного вируса, говорит президент общественной организации "Лига защиты прав пациентов" Александр Саверский:
"Уговорить человека купить лекарство очень просто — если вы его не купите, вы умрете. Весь фармбизнес в развитых странах является частной собственностью. Задача частного капитала — зарабатывать деньги. Зарабатывать деньги на страхах людей очень удобно и выгодно.
История пятилетней давности, когда была объявлена пандемия свиного гриппа. Вдумайтесь в цифры: обычным сезонным гриппом болеют в мире 500 млн человек. И вот заболело свиным гриппом 10 тысяч человек, в этот момент Всемирная организация здравоохранения объявляет даже не эпидемию, а еще высшую степень опасности — пандемию. Это, конечно, был нонсенс. Через год ПАСЕ признала, что это решение ВОЗ было принято под давление "большой фармы".
Зато на изготовление вакцины ушли миллиарды долларов. И, будто бы случайно, популярное "лекарство" под названием "Тамифлю" производила компания, которая принадлежит бывшему министру обороны США Дональду Рамсфельду.
Говорит эксперт фармацевтического рынка, директор по развитию аналитической компании RNC PHARMA Николай Беспалов:
"Это очень серьезный бизнес. И любые такие движения позволяют предполагать, что здесь есть какой-то интерес крупного бизнеса с тем, чтобы реализовывать свой препарат. Ситуация совпала с экономическим кризисом. Для очень многих компаний эта ситуация позволила поправить свое экономическое состояние. Российский рынок в этом смысле уникален, рынок сбыта очень большой. Практически каждую осень жители России с заболеванием гриппом массово. Даже без эпидемий компании имеют возможность извлекать достаточно серьезную прибыль.
Всегда можно найти заинтересованную сторону, поставляя те продукты, которые есть у компании в портфеле, в зависимости от того, с какими заболеваниями ведется активная пиар-компания".
К сожалению, сегодня сложно определить: какие новые болезни действительно опасны, а какие не страшнее уже известных. Нет надежных критериев оценки, так же как и специальных органов, которые бы пресекали такие "заговоры" фармацевтов. Но есть версия, что все эти напасти XXI века выдуманы. Или, как минимум, преувеличены. Так или иначе, атипичная пневмония, птичий и свиной гриппы, которые появлялись всегда вовремя и формировали панические настроения в обществе, позволили заработать на вакцинах и лекарствах целые состояния производителям и тем, кто им помогал наладить стабильный сбыт.
Ольга Соломатина
источник : ria.ru