В декабре традиционно подводятся предварительные итоги уходящего года. Одной из его тенденций стало, в частности, относительное увеличение числа судебных решений о взыскании с медицинских организаций, их должностных лиц, признанных виновными в причинении смерти пациентам по неосторожности, материального и морального вреда, нанесенного потерпевшим.
Так, в конце минувшей недели Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа рассмотрел исковое заявление о компенсации материального и морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи 2-летней девочке. Установлено, что в октябре 2012 года малолетняя пациентка поступила в клиническую больницу № 1 г. Сургута, где врачом-педиатром Аленой Мостовенко ей был поставлен неправильный диагноз и назначено несоответствующее диагнозу медикаментозное лечение, вследствие чего состояние девочки ухудшилось и она скончалась в названой медицинской организации.
Суд постановил взыскать с Сургутской городской клинической больницы № 1 в пользу родителей умершего ребенка компенсацию материального и морального вреда в размере 3,5 млн рублей.
Напомним, в сентябре 2013 года приговором этого же суда врач-педиатр была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), и приговорена к 2 годам 8 месяцам ограничения свободы, с лишением права заниматься медицинской педиатрической деятельностью сроком на 3 года.
Между тем, ожидают судебного разбирательства еще несколько аналогичных дел, сведения о которых поступили в нашу редакцию на протяжение минувшей недели. Поясним – во всех перечисленных ниже случаях речь идет об уголовных делах, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного частью второй статьи 109 УК РФ (см. ранее).
В частности, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю завершено расследование соответствующего уголовного дела в отношении заведующего отделением анестезиологии-реаниматологии ГБУЗ ПК «Лысьвенская городская больница». Установлено, что в середине октября 2013 года обвиняемый перед операцией неверно оценил степень риска, в связи с чем была проигнорирована вероятность потенциально трудной интубации трахеи пациентки, не выполнил утвержденный алгоритм оказания анестезиологического пособия. В результате этого пациентка, доставленная для экстренного оперативного вмешательства, скончалась на операционном столе от развившейся острой респираторной (дыхательной) недостаточности.
Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике в ходе расследования уголовного дела установлено, что в начале сентября текущего года 18-летняя пациентка была госпитализирована в одну из республиканских медицинских организаций. В результате повреждения дополнительного сосуда подключичной вены справа и двух проколов плевральной полости легкого, возникших при проведении катетеризации подключичной вены, состояние девушки ухудшилось, вследствие чего она вскоре скончалась. Имеются основания полагать, что смерть потерпевшей явилась результатом ненадлежащего исполнения неустановленными работниками медицинской организации своих профессиональных обязанностей. Расследование уголовного дела продолжается.
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту смерти в одной из медицинских организаций г. Ядрин 31-летнего пациента, установлено, что в конце октября текущего года последнему стало плохо во время занятий в тренажерном зале местного физкультурно-оздоровительного комплекса. Фельдшер «Скорой медицинской помощи» поставил потерпевшему диагноз «растяжение связок левого плечевого сустава», не проведя при этом иных необходимых в подобных случаях обследований и не назначив специфического лечения. Спустя два часа потерпевший скончался, а причиной его смерти, как выяснилось в дальнейшем, стал инфаркт миокарда, не диагностированный медицинским персоналом при первичном осмотре пациента.
Следствием проводятся мероприятия по установлению всех обстоятельств случившегося и виновных в совершении преступления.
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю в ходе расследования уголовного дела установлено, что в ноябре текущего года в одной из краевых медицинских организаций скончался мальчик в возрасте 10 месяцев. За несколько дней до случившегося ребенок, у которого поднялась температура, был осмотрен врачом, а спустя двое суток – в связи с ухудшением состояния – госпитализирован. В медицинской организации у малолетнего пациента был диагностирован менингоэнцефалит, но, несмотря на оказанную медицинскую помощь, спасти жизнь ребенка не удалось. Расследование уголовного дела продолжается.
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области в ходе расследования уголовного дела по факту смерти 7-летней девочки в Новохоперской районной больнице установлено, при поступлении в названную медицинскую организацию малолетней пациентке был поставлен диагноз «варикозное расширение вен пищевода, состоявшееся кровотечение». При этом мер, достаточных для оказания потерпевшей квалифицированной медицинской помощи, принято не было. В частности, не был своевременно решен вопрос о надлежащем транспортировании малолетней пациентки в одну из профильных областных медицинских организаций.
Следствием проводятся мероприятия по установлению всех обстоятельств случившегося и виновных в совершении преступления.
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю в ходе расследования уголовного дела установлено, что в середине ноября текущего года в реанимационном отделении Детской городской больницы № 2 г. Барнаула скончался малолетний пациент. Мальчик был доставлен в названную медицинскую организацию бригадой «Скорой медицинской помощи» в крайне тяжелом состоянии.
Отметим, что при оказании медицинской помощи врачи станции скорой медицинской помощи и врачи детской городской больницы не диагностировали у малолетнего пациента заболевания, несмотря на внешние симптомы (повышенная температура тела пациента, потеря сознания и др.). Расследование уголовного дела продолжается.
Завершим обзор сообщением о доследственной проверке в одной из медицинских организаций г. Москвы. Поводом для проверки, организованной Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, стала информация об изъятии 12 декабря с.г. внутренних органов у одной из умерших пациенток врачами названной медицинской организации (без уведомления (получения согласия) в установленном порядке законных представителей (родственников) умершей). В настоящее время проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
Напомним, что в соответствии с санкцией части первой статьи 244 УК РФ надругательство над телами умерших влечет для виновных наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев.То же деяние, совершенное группой лиц (по предварительному сговору либо организованной группой лиц) влечет для виновных наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы или принудительных работ на срок до пяти лет, либо ареста на срок от трех до шести месяцев.
* * *
По материалам ГАС «Правосудие»,
официальных сайтов Генеральной прокуратуры Российской Федерации
и Следственного комитета Российской Федерации
Михаил Рогожин
источник : ria-ami.ru