Современные проблемы и пути реализации прав россиян на медицинскую, в том числе и лекарственную помощь, фармакоэкономические аспекты применения клинико-фармакологических технологий, анализ ассортимента лекарств, закупаемых медорганизациями, и другие важные проблемы здравоохранения обсуждаются 16 и 17 декабря на XVI Международном конгрессе «Справедливость, Качество, Экономичность». Конгресс проводит Межрегиональная общественная организация «Общество фармакоэкономических исследований».
Какова роль Государственной Думы в развитии лекарственного обеспечения в России? По мнению одного из спикеров, депутата Олега Куликова, сегодня региональные власти в субъектах РФ слишком мало и недостаточно качественно работают по этому вопросу с депутатами и комитетами Госдумы РФ. В комитетах Госдумы уже понимают, что после передачи ресурсов и обязанностей по закупкам дорогостоящих препаратов в субъекты федерации обеспечение лекарствами для многих граждан усложнилось. По словам Олега Куликова, примером рациональной политики в области лекарственного обеспечения может быть одна из самых эффективных лекарственных программ «7 нозологий». При закупках препаратов для всех участников программы, всех пациентов в РФ, удается существенно сократить государственные расходы. Сейчас стоимость программы – 42-43 млрд рублей. Если при ее запуске участниками были 25-26 тысяч пациентов, то на сегодняшний день их уже более 100 тысяч человек. Если бы и другие программы остались федеральными, цены на препараты в субъектах были бы существенно ниже, а субъекты не стали бы конкурентами.
Сегодня выявление больных в субъектах стало более тщательным, «претендентов» на дорогостоящие лекарства существенно добавилось, при этом обеспечение больных такими лекарствами и медтехнологиями происходит в ряде территорий только по решению судов, поскольку часто цена препарата для нескольких больных сравнима с бюджетом здравоохранения субъекта в целом. Сегодня депутаты Госдумы не поддерживают бюджет здравоохранения на 2015 год. К тому же требует прояснения вопрос финансирования в следующем году федеральных НИИ. По мнению Олега Куликова, при переводе в систему ОМС всех бюджетных расходов по 24 нозологиям возникнут большие проблемы с доступностью медпомощи, поэтому стоит путем внесения поправок хотя бы самые затратные позиции – финансирование по отдельным редким болезням – перенести в Федеральный бюджет.
Отдельный вопрос – управленческая вертикаль. На сегодняшний день, по словам депутата, остается непрозрачной и неуправляемой для федеральных властей ситуация со здравоохранением Москвы. Анализируя протесты медиков и пациентов за последние месяцы, депутаты пришли к выводу, что руководство московского здравоохранения не должно сравнивать показатели обеспеченностью ЛПУ в Москве с европейскими мегаполисами, поскольку финансовая обеспеченность москвичей и приезжих далеко не соответствует европейской и, кроме того, она крайне неоднородна. Средние доходы, которыми оперируют московские власти, рассказывая о своей стратегии в 70 тыс. руб. в месяц, доступны лишь 10% москвичей, основная же масса жителей неплатежеспособна для платных медуслуг в ЛПУ. Депутат рассказал также о ходе работы над законом по обеспечению в РФ обезболивающими лекарствами тяжелых пациентов.
Взаимодействие пациентских организаций, их роль в развитии медицинской помощи, а также в защите медиков, как бы это ни звучало парадоксально, оценил сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, юрист Юрий Жулев. Он заметил, что пациентские организации сейчас не просто «лоббисты» пациентов, но они отстаивают еще и интересы врачей, а некоторые медики называют их «наша танковая бригада». «Врач находится в сложной ситуации, потому что он – лицо здравоохранения, но вынужден находиться между системой, которая говорит «лечите подешевле» или «вот это лечить нельзя, потому что слишком дорого», и пациентом, который хочет получить адекватную услугу, медицинскую помощь. Поэтому врач сегодня разрывается между этими двумя частями, – сказал Жулев. – Ну, а как пациенты мы просто хотим выжить». Он также рассказал о плачевной ситуации со строительством завода по изготовлению препаратов крови в г.Кирове: «Строительство остановлено, ресурсы разворованы, приоритеты смещены на другие сферы, запасенную плазму с трудом реализовали, поскольку истекает срок хранения». Представитель пациентов подчеркнул, что проблема производства факторов свертывания крови так и не решена. Юрий Жулев заявил, что роль пациентских организаций будет увеличиваться, поскольку нужных пациентам медпомощи и лекарств «мало добиться, еще нужно отстоять завоеванные позиции».
В ходе конгресса было отмечено, что к организационной работе по созданию системы оказания медпомощи пациентам с орфанными заболеваниями планируется привлекать и пациентское сообщество.
Руководитель профессиональной службы по редким болезням Формулярного комитета РАМН, профессор Павел Воробьев подчеркнул, что свои надежды по организации профессиональной помощи пациентам с редкими болезнями и создание соответствующей специализированной профессиональной службы он связывает с системой ФМБА (ФМБА - Федеральное медико-биологическое агентство, имеющее специализированную разветвленную сеть ЛПУ). «В этой системе находятся службы крови, работа ведется на профессиональном уровне», – сказал профессор Воробьев.
Эксперты обсудили проблемы оценки медицинских технологий, принятия рациональных решений в здравоохранении России, особенности клинико-экономического анализа и ценообразования на лекарственные средства. Также в рамках конгресса состоялись итоговое заседание МОООФИ (Межрегиональной общественной организации «Общество фармакоэкономических исследований») и заседание студенческого общества фармакоэкономических исследований.
Ирина Власова
источник : ria-ami.ru