с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

“Закон о лекарствах” - против продавцов и потребителей
28 Сентября 2011 г.

Пограничное состояние




Закон об обращении лекарств, со скандалом принятый в прошлом году, вызвал их дефицит, лишает потребителя качественных и дешевых препаратов, убивает отечественного производителя и вынуждает хозяев аптек закрывать свой бизнес. Система госрегулирования качества и эффективности лекарств фактически парализована: до сих пор не приняты важнейшие подзаконные акты, регулирующие фармацевтический рынок. Который реагирует даже не застоем, а деградацией: по статистике, весной-летом началось замедление его роста.

По мнению экспертов, чиновники перестали даже изображать какую-либо заботу о цене, качестве и эффективности лекарств...

23 сентября в Госдуме состоялся круглый стол на тему "Законодательное обеспечение развития фармацевтического рынка и контроля качества лекарств в РФ". Эксперты были настроены крайне пессимистично, и даже чиновники, приглашенные на мероприятие, обошлись без реляций и жаловались, рассказывая о труднейших условиях, в которых они работают и выявляют нарушения закона.

Начальник управления организации госконтроля качества медицинской продукции Росздравнадзора Валентина Косенко сообщила, что в последние годы "число наименований фальсифицированных лекарственных субстанций растет в геометрической прогрессии". Но связать это со спровоцированным государством бардаком на лекарственном рынке не решилась. Начальник управления организации госконтроля обращения лекарств Рос-здравнадзора Ирина Крупнова рассказала, что агентство делает все возможное, дабы проконтролировать хотя бы качество хранения лекарств на складах и в аптеках, - но вот беда: силовых полномочий ее ведомство не имеет. Росздрав может лишь составить протокол о нарушении, а назначить штраф не может - и вынужден отправлять бумаги в суды, которые почему-то "чаще встают не на сторону государства при рассмотрении такого рода вопросов". Крупнова также пожаловалась на огромное количество аптек в стране: по официальной статистике, в РФ сейчас на 2,3 тысячи человек приходится одна аптека, тогда как в цивилизованных странах одна аптека приходится на 5 - 8 тысяч человек. Вывод, по ее мнению, очевиден: ни рентабельности, ни приемлемых цен, ни заботы о качестве при таком "богатстве выбора" ждать не приходится, надо число аптек сокращать. Что по мере реализации закона об обороте лекарств потихоньку и происходит.

Этот факт вызвал негодование Нелли Игнатьевой, директора Российской ассоциации аптечных сетей: "Мы теряем именно обеспечивающие население необходимыми лекарствами государственные и муниципальные аптеки, которые вполне можно контролировать! Речь не о том, надо ли "оптимизировать аптеки", а о том, кого именно вы собрались "чистить"! Во многих регионах давно не хватает аптек, в Московской области не осталось ни одной муниципальной аптеки! А жители Челябинска за три дня собрали пять тысяч подписей под просьбой вернуть им доступные дешевые аптеки и отправили ее в Москву!" По мнению главы "гильдии аптекарей", резкое снижение рентабельности, уход с рынка "традиционных" аптек уничтожает социальную роль аптек, превращая их просто в точки продаж. А завышение цен продавцами - мера вынужденная, иначе все аптеки просто разорятся. Игнатьеву поддержал гендиректор ОАО "Максфарм" Игорь Ваулин, который предложил ослабить налоговую нагрузку на фармацевтические предприятия, разработать и утвердить четкий и понятный всем регламент регистрации лекарств.

На налоги производители и продавцы жалуются все больше. Некоторые подзаконные акты лишь усложнили ситуацию. Так, постановление правительства РФ от 15.09.2008 № 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10%" привело к тому, что большая часть ввозимых лекарств, освобождение которых от НДС декларировалось чиновниками, этим налогом облагается. Производители просят власть уменьшить волокиту и исключить из постановления хотя бы абсурдное требование предоставлять регистрационные удостоверения (они не оформляются на фармсубстанции) для снижения НДС. В противном случае, из-за того что российские заводы производят медпрепараты из импортного сырья, а налоговая нагрузка повышается, неизбежны скачки цен на отечественные лекарства. Что и происходит.

Председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Ян Власов заявил, что с введением в действие закона об обороте лекарств потребители почувствовали себя обманутыми: "Произошла подмена понятий. Люди перестали получать оригинальные препараты. Закон крайне коррупциогенный, а пациенту невозможно понять, какими препаратами завтра будешь лечиться, потому что правила постоянно меняются. Врач выписывает пациенту препарат, в действии которого он уверен, - но врач не может быть уверен в действии его аналога, который после очередного изменения в официальном списке будет узаконен". На лекарственном рынке, по мнению эксперта, "получилось, что одним фирмам все можно, а другим нельзя", поскольку нет понятных правил игры для всех участников рынка. "При стремлении регулировать цены одновременно создаются условия, при которых цены могут только расти! - возмущается Власов. - У нас сейчас даже доставка партии препаратов на место нерентабельна из-за скачков цен на бензин! И уж тем более нерентабельной оказывается продажа этих препаратов". А с регулирующих госорганов закон фактически снял всякую ответственность.

Но настоящим криком души стало выступление того самого отечественного производителя, которого наше государство не перестает "защищать". Директор по развитию ЗАО "Фармцентр" Михаил Григорьев заявил, что закон об обороте лекарств нанес огромный вред отрасли: "Обманули с подзаконными актами, причем на всех этапах и всех, начиная с законодателей, которым обещали, что все акты будут приняты в срок! А они не приняты, и никто за это не ответил и не ответит. В законе сказано, что производство лекарств должно соответствовать правилам, утвержденным правительством. Ну вот, прошел год - и где эти правила? За год не принят и административный регламент о том, как подавать документы на регистрацию лекарств. Не зарегистрировано вовремя около 4000 наименований медпрепаратов!" Михаил Иванович признался, что вообще не знает, что делать в ситуации, когда государство умыло руки и перестало не то что исполнять свои важнейшие функции, но хоть как-то следить за тем, чтобы ситуация не скатилась в хаос: "В отрасли полнейшая безответственность. Есть ощущение, что добиваются только одного: хотят благополучно угробить этого отечественного производителя и со спокойной душой и чувством выполненного долга перейти на импорт! Никогда за 40 лет моей работы в отрасли над фармацевтической промышленностью так не издевались. Причем все это идет в основном сверху. Желающих регулировать отрасль полно, но никто ни за что не отвечает". Например, ни одно федеральное ведомство уже не отвечает за снабжение населения лекарствами - а отвечать за все назначили местную власть, у которой для нормальной работы нет ни средств, ни ресурсов, да и прав...

Вадим БАРАБАНОВ

Фото Николая ФЕДОРОВА

"А"-СПРАВКА

Федеральный закон № 61 "Об обращении лекарственных средств" вступил в силу с сентября прошлого года. Качество лекарственных средств в России контролирует Росздравнадзор, подчиненный Минздравсоцразвития РФ. Все лекарства, находящиеся в обороте на территории РФ, должны быть зарегистрированы в Рос-здравнадзоре, который ведет регулярно пополняемый госреестр лекарств. Лекарства в РФ продаются только аптечными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию. Обращение лекарственных средств регулируется не только "базовым" законом, но и подзаконными актами, значительная часть из которых до сих пор не принята. Отсутствует документ, регламентирующий механизм реализации госконтроля за качеством лекарств, которые продаются в России. У участников рынка огромные претензии к госконтролю за качеством лекарств, которые ввозятся в Россию.

"Внезапно" ситуацию усугубило и экстренное формирование Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Вступило в силу Положение о порядке ввоза на территорию Таможенного союза лекарств и фармсубстанций (утв. решением комиссии ТС от 16.08.2011 № 748). И с тех пор началась путаница с тем, что за орган уполномочен предоставлять производителям и продавцам выписки из госреестра лекарств - и какой должна быть форма этих выписок. До сих пор не конкретизирован термин "российский производитель", дающий право на преференции при организации госзакупок лекарств.

Комментарий

Александр САВЕРСКИЙ, президент Лиги защиты пациентов:


- Ситуация такова, что старая система лекарственного обеспечения разрушена, а новой не создается. Системного видения у чиновников нет и не предвидится, нет и четкой концепции развития. Фармацевтический рынок отличается от других рынков огромными издержками, которые люди несут только потому, что в условиях конкуренции предприниматели часто действуют нечестно. Пациент напуган и не обладает полной и правильной информацией, чтоб принять правильное решение. Он толком не знает - хорошее это лекарство, плохое ли, нужно ли оно ему вообще... И когда мы снимаем все барьеры для стремления извлекать прибыль, зарабатывать деньги на этой смеси страха и дезинформации, то видим повсеместное мошенничество. Как отрасль может работать без концепции лекарственного обеспечения и четкой концепции развития здравоохранения?

За последние два года принимается уже четвертая методика определения цен, рынок лихорадит. У нас есть закон об обращении лекарственных средств - и нет закона об обеспечении лекарствами. Это неприемлемо. Речь должна идти не об обороте лекарств, а об обеспечении - человек должен получать лекарства, в развитых странах большинство лекарств бесплатны для населения. Я давно призываю к максимальному огосударствлению системы. Это решило бы массу проблем этого рынка и убрало бы массу издержек. Сейчас, по данным ВОЗ, 40% продаваемых в России лекарств - препараты с недоказанной эффективностью и безопасностью воздействия. То есть они, скорее всего, не лечат, а зачастую и калечат. По данным Росздравнадзора, пятая часть препаратов применяется не по назначению. Или взять биоактивные добавки, которые продаются как лекарства, - их профилактический и терапевтический эффект вообще не доказан. Это обман населения в масштабах страны. А деньги в этой сфере крутятся огромные.

Закон об обороте лекарств, судя по всему, принимался просто ради перераспределения некоторых государственных полномочий - от Росздравнадзора, где, видимо, слишком большая кормушка была, непосредственно в Минздрав. Минздрав забрал у Росздравнадзора все эти полномочия (регулирование, контроль, надзор) - и успокоился: потоки перенаправлены. Мы с вами наблюдаем результаты этого успокоения: главная проблема для чиновников решена, а что там внизу делается - их не интересует. Пока реализация закона об обращении лекарств привела к тому, что дешевые лекарства с рынка вымываются, исчезают, препараты не регистрируются (тысячи партий зависли на складах), аптеки закрываются, цены скачут, а люди жалуются на некачественное обеспечение и обслуживание...

 

источник :                                                                                                                             вернуться в раздел новостей

http://solidarnost.org/thems/obshestvo/obshestvo_8316.html