Ежегодно Свердловская область вкладывает немалые средства и силы в развитие социальной политики и здравоохранения. Уже сейчас в этой сфере можно наблюдать значительные успехи. Однако останавливаться на достигнутом рано - многое еще предстоит сделать.
Правительственная деятельность по здравоохранению граждан в последнее время развивается быстрыми темпами. Стала очевидной необходимость проведения грамотной, регулярной и распланированной социальной политики, и в последнее время этот вопрос ставится как приоритетный в планировании дальнейшего развития страны. Федеральные власти принимают ряд программ и законопроектов, регулирующих социальный сектор, где ведущую позицию занимают именно программы по здравоохранению. В данный момент в этой области происходит реформирование российского законодательства. На утверждение рассматривается проект закона «Об охране здоровья граждан», разработанный в 2011 году. Проектируемый закон четко расписывает основные принципы и систему организации охраны здоровья, разграничение полномочий между органами власти различных уровней, источники финансирования, права граждан в области охраны здоровья, права пациентов, медицинских и фармацевтических работников, в том числе в области социальной защиты. Тем не менее, принимаемый документ регулирует систему здравоохранения на общероссийском уровне, но проблемы здравоохранения и медицины - вопрос скорее местного значения и регулирования, и требует решения на региональном уровне. В связи с этим статья 16 проектируемого закона предполагает передачу полномочий региональным органам власти по созданию условий для оказания медицинской помощи населению.
Практика перевода вопросов регулирования здравоохранения и социальной политики муниципальным властям для увеличения ее эффективности и своевременного решения существующих проблем уже имеет положенное начало. К примеру, программа «Старшее поколение», разработанная по инициативе «Единой России», реализуется каждым регионом с разработкой собственной системы финансирования и проводимых мероприятий. Свердловская область уже развивает эту программу по нескольким направлениям. В задачи программы входит содействие в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, удовлетворение их культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни края, развитие ветеранского спортивного движения; совершенствование механизмов нормативного регулирования в сферах защиты прав и интересов пожилых людей; предоставление широкого спектра социальных услуг и формирование позитивного и уважительного отношения к старости. Таким образом, цель программы - не только улучшение уровня жизни свердловских пенсионеров, совершенствование медицинской и социальной помощи, но и меры, которые позволят решить проблему дефицита общения. В настоящее время на Среднем Урале уже активно работают 498 клубов и кружков по интересам, в которых занимаются свыше 23 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов. Многие клубы созданы при центрах социального обслуживания населения. И в ближайшие годы их количество должно возрасти до 558. В ближайшие годы предусматривается развитие материально-технической базы соцобслуживания пожилых, оснащение необходимым оборудованием, создание комфортных условий для клиентов.
Создание программы «Старшее поколение» имеет особенную необходимость в современной ситуации старения населения России. Действительно, пятая часть населения области сейчас - это пожилые люди. Ожидается, что к 2013 году эта категория населения увеличится еще на 4-4,5%. Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния.
В Свердловской области программа «Старшее поколение» рассчитана на 3 года и позволит существенно улучшить организацию жизни, а также уровень жизни граждан пенсионного возраста. Объем финансирования программы «Старшее поколение» в 2011 году составит 536 миллионов рублей. Суммарно на реализацию программы в трехлетней перспективе из областного бюджета будет направлено почти 1,7 миллиарда рублей. Значительным решением в ходе реализации программы было недавнее предложение учитывать пожелания непосредственно целевой аудитории. Пенсионерам было предложено поучаствовать в формировании и корректировке разрабатываемой программы, что позволит решить наиболее приоритетные и значимые для пожилых граждан вопросы.
Заслуженный врач РФ, Марина Харитонова отмечает: «Содействие в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста должно происходить путем предоставления этой группе населения различных мер социальной поддержки, исходя из потребностей каждого человека. Обеспечение доступности культурно-досуговых мероприятий для участников проекта «Старшее поколение», удовлетворение их творческих запросов - все это поможет сформировать их активную жизненную позицию, привлечь к участию в культурной жизни края. Каждый человек, независимо от возраста, должен чувствовать себя нужным, социально значимым». Действительно, по данным Минздравсоцразвития РФ, почти 40% российских пенсионеров - люди активного образа жизни, занимающиеся общественной работой или готовые к этому. Но реализации своего потенциала пожилым людям мешают специфические для их возраста проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. «И, в связи с этим, - продолжает Марина Харитонова, - наша задача - максимальное участие в решении этих проблем и создание всех условий для повышения качества жизни пожилых людей».
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему острым пока остается вопрос контроля качества медицинского обслуживания, предоставляющегося населению области. К сожалению, до сих пор приходится фиксировать множество проблем в функционировании здравоохранительной системы, особенно в провинциальных регионах. Задача государства - взять под контроль медицинское обслуживание и довести его до высокого уровня, ведь здравоохранение является жизненно важным вопросом в самом прямом смысле, и должно быть равным и качественным для всех. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства № 30 от 22 января 2007 года, организация, осуществляющая медицинскую деятельность, должна обеспечить контроль за соответствием качества выполняемых работ установленным требованиям. Но, самоконтроля медицинских организаций, как показывает практика, не достаточно.
Большую роль в контроле качества и работе над повышением уровня и эффективности медицинского обслуживания несет также деятельность общественных организаций, как общероссийского, так и регионального уровня. В соответствии со статьей 45 Закона «О защите прав потребителей» общественные организации могут создаваться с целью общественной защиты прав потребителей, и имеют право на проведение независимой экспертизы качества и безопасности товаров или услуг, проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, вносить в федеральные органы исполнительной власти и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров или услуг и прочее. Общественные объединения потребителей, которые создаются на добровольной основе в целях оказания помощи потребителям и защиты их законных прав и интересов, выполняют важную социальную функцию общественного контроля качества и безопасности продукции, обеспечения соблюдения прав граждан.
Более того, упор на значимость общественных организаций в сфере контроль и совершенствования отраслей, осуществлен и в разработке нового Закона «Об охране здоровья граждан». Статья 26 Закона утверждает принципы организации общественных объединений по защите прав граждан в сфере охране здоровья. В частности, здесь оговаривается право граждан на создание общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав в сфере охране здоровья, право данных объединений на участие в разработке норм этики в сфере охраны здоровья граждан, право вносить предложение в органы государственной власти РФ.
Продуктивным примером работы общественных организаций является известная «Лига защитников пациентов», существующая с 2000 года. Основными целями организации являются участие и разработка программ по повышению качества медицинского обслуживания, содействие соблюдению прав и интересов пациентов, разработка программ, связанных с проведением мероприятий образовательного, информационного, организационного характера в сфере медицинского обслуживания населения. «Лига» осуществляет свою деятельность абсолютно бесплатно и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Подобные цели преследуют также Лига здоровья нации, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» и многие другие. Все они на деле доказывают жизнеспособность и действенность данных общественных организаций по контролю качества медицинского обслуживания.
Как считает Марина Харитонова, общественные организации и комитеты, работающие в рамках одного региона, повысят уровень контроля качества медицинских услуг, и, как следствие, здравоохранение в целом: «В Свердловской области должны быть созданы подобные организации для контроля медицинских учреждений. Общественные организации именно регионального, а не общероссийского уровня, помогут достичь максимального эффекта в решении данной проблемы. Независимые экспертизы и проверки со стороны таких комитетов позволят контролировать качество медицинских услуг и вносить свои предложения по улучшению медицинского обслуживания». Однако деятельность подобного рода объединений должна быть грамотно организована, а в идеале - иметь государственную поддержку. В современных условиях вопросы формирования грамотного контроля над медицинскими учреждениями и модернизация системы здравоохранения становится приоритетом государственной и региональной политики. И улучшение здоровья населения России возможно только благодаря совместным усилиям государства и общественных организаций.
Справка:
Марина Павловна Харитонова - врач-стоматолог высшей категории, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Уральской Государственной Медицинской Академии, возглавляет Свердловскую областную стоматологическую поликлинику. Имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Член общественной палаты Екатеринбурга.
источник : вернуться в раздел новостей
http://www.ekburg.ru/news/20/29847/