с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Все, что осталось - это глупые врачишки, любящие свою работу не «за», а «вопреки»
29 Января 2015 г.

Практикующий доктор, постоянный читатель «Доктора Питера» под ником «любопытная» представила свое видение поэтапного разрушения системы амбулаторной помощи в стране, отвечая самой себе на вопрос: «Как мы дошли до жизни такой?».

 

«Мне кажется, что одной, какой-то главной причины резкого ухудшения в системе амбулаторной помощи нет. Все как-то исторически сложилось. В начале 90-х годов отменили обязательное распределение, пустив новоиспеченных докторов в «свободное плавание» по поиску работы. Тем самым отменили «плановое задание» на поставку кадров в поликлиники. 

Народ, проучившись 6 лет и поняв, что на периферию ехать не обязательно, всеми правдами и неправдами стал стремиться остаться в крупных городах, как раз в то время стали брать в ординатуру сразу после института или после интернатуры (вспомните, раньше в ординатуру посылали народ со стажем, тех, кто хотел в дальнейшем стать заведующими отделением и т.д.). Кроме того, в то же время появилась новая профессия - медицинский представитель, я помню молодого человека, который не окончив ординатуру ушел в эти самые медпреды. Как мы над ним потешались, когда он по старой дружбе заходил на кафедру и одаривал нас образцами антибактериального мыла: мы-то все умные, мы докторами будем, а он-то в торгаши пошел. И как мы были разочарованы его карьерными и финансовыми успехами, оказалось, что он гораздо дальновиднее нас. Так вот, в эти медпреды ломанулась большая часть не инертных людей, как раз тех людей, которые, останься они в медицине, смогли-бы сделать много для ее развития. Тот, кто все-таки остался в медицине, стремился попасть в стационар, считая, что именно там он принесет больше пользы (заработает больше денег, быстрее станет хорошим профессионалом: нужное вставить). 

В больницах в это же самое время был свой отток кадров в Израиль, в Германию, в бизнес (вспомните, сколько наших коллег уехало или ушло из медицины в поисках лучшей жизни) и опять же уходили и уезжали лучшие, те у кого был опыт, те, кто знал, что будет востребован «там». Уехала часть лучших кадров, те, которые смогли бы молодым докторам передать свой опыт. Доктора, оставшиеся в крупных городах, «оголили фланги» - они не поехали на периферию, где всегда был более или менее выраженный «врачебный голод». Это, как снежный ком, одно цепляет другое, как шестеренки. На мой взгляд это одна из ключевых причин того, что мы имеем сейчас. 

Первая волна кадрового голода в поликлиниках пришлась на конец 90-х - начало 2000-х. Тогда повысили зарплаты участковым, ввели какие-то надбавки, премиальные и еще какие-то соблазны, что позволило временно заткнуть дыры. Только лично у меня двое знакомых пульмонологов ушли в терапевты, причем одна из них — к.м.н., дочка профессора, ушла из института пульмонологии, где работала за фантики (несколько лет назад, когда нам был нужен доктор на ставку, мы пытались ее сманить к нам, но не вышло, она все еще работает участковым врачом в одной из поликлиник Выборгского района). Таким образом хотя бы в Питере большие дыры на время были заткнуты. Но в это же самое время, частично насытив поликлиники персоналом, никто не озаботился вопросом материально технического обеспечения. Оборудование старело, ломалось, не обновлялось, так как в стране каждые несколько лет случались финансовые кризисы и, естественно, медицина недофинансировалась, а уж поликлиники и вовсе имели дырку от бублика.

Специалисты, которые пришли в поликлинику за рублем, этот самый рубль заработать не смогли, потому, что время доктора с деревянной трубочкой прошло, наступила эра высокий технологий. Часть из них ушла обратно или в частные структуры, остальные научились переводить стрелки, рассылая больных по всевозможным консультантам в надежде, что больному надоест первому, и он отстанет. 

Все это совпало со строительным бумом, народ перестал расселять коммуналки в Петроградском районе и ринулся осваивать новые квадратные метры в Приморском, Выборгском районах, в Купчино и далее. Купив вожделенные квадратные метры и протрезвев после новоселья, все вдруг удивились, что живут в чистом поле: ни садиков, ни школ, ни магазинов. А главное, нет поликлиники, вернее, есть, но до нее «три луны на оленях». И новоселов там никто не ждал, так как участки не резиновые. 

Врач чем-то похож на военного: ему также можно приказать, и никуда он не денется, будет исполнять. Вспомните, в 2013 году на «Докторе Питере» была огромная полемика по поводу детских поликлиник в Приморском районе, мамашки возмущались и топали ногами в интернете. Это наш «любимый» квартал Юбилейный, прямо из моих окон виден. Понастроили хоромин-огромин и все: о счастье, спихнули на поликлинику на Шаврова. 

Обалдев от такой радости, местные педиатры разбежались, а самые стойкие могли бы поучить мужеству героев Панфиловцев. Мне тоже досталось - если я раньше лечила всего 4 детей в нашем доме (одного своего и троих соседских), то в это время ко мне «послушать-посмотреть» потянулась вся песочница. Муж был особенно рад, когда я каждый вечер вела на кухне бесплатный прием, и все мои объяснения «яжеврач» не имели для него никаких резонов.

Одновременно с этим во всех средствах массовой информации стали насаждать 2 идеи, одна зловреднее другой. Первая идея, что врач вам обязан, а ваше право требовать является для него законом: требуйте, и вы все получите, а не получаете только потому, что не требуете. Вторая идея - врач=дурак (криворукий, руки из +опы растут, малограмотный). Очень популярными стали программы, где гнобят врачей, они вдруг разом появились на всех каналах и вызывали большой ажиотаж среди населения. Доктор представлялся в них всегда оправдывающимся идиотом, не достойным ни сочувствия, ни уважения. Так постепенно мы из уважаемых людей превратились в «кушать подано» - неуважаемое, осуждаемое, и порицаемое. И самыми крайними опять оказались поликлиники. А кто же захочет идти на малооплачиваемую, неуважаемую, тяжелую работу? Дураков нет. 

В это же время произошел отрыв верхов от низов. Если раньше главным врачом становился человек, прошедший всю цепочку от участкового, заведующего, иногда начмеда и до главного врача, то теперь в это лакомое мягкое кресло стали плюхаться люди, далекие от проблем низов, но специально обученные писать гладкие круглые отчеты. Им дали небольшую финансовую независимость, и они тут же стали поощрять за самоотверженный труд - себя любимых. Докторов они рассматривают как рабов на сахарных плантациях, не нравится - уходите, наймем новых. 

Только вот с течением времени нанимать новых стало все труднее, никто не хочет быть рабом, все хотят быть «белым хозяином». За это время выросло целое поколение докторов, которые не стали хорошими диагностами по ряду причин (не у кого было учиться, не хотели учиться, не смогли научиться), но зато они в совершенстве овладели навыками вешать больному лапшу на уши и посылать их подальше. У нас несколько лет назад была доктор после ординатуры, мы ее немного контролировали. Я выявила ее ляп, который мог плохо кончиться для больного, стала ей объяснять, почему это было сделано не правильно. А она мне смотрит в глаза и спокойным голосом говорит: «Когда мне будет столько лет, сколько вам, я тоже буду грамотным доктором!» (зараза, мне тогда было только 38!).

И предпоследний гвоздь в крышку гроба нашей медицины вбили эффективные менеджеры, которые развалили сельскую медицину, сделали ее вообще недоступной большей половине населения нашей страны. Люди, выезжающие за пределы третьего транспортного кольца только для того, чтобы улететь на ооочень заграничные курорты, доломали все, что устаканивалось и функционировало десятилетиями.

Все, что осталось - это мы, глупые врачишки, любящие свою работу не за, а вопреки. Задающиеся глупыми вопросами: «Как мы дошли до жизни такой?». 

Вот такое мое видение нашей медицины. Хотела сюда вставить скриншот картины «Последний день Помпеи», но ума не хватило. Картинку домыслите сами».

 



источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей