В России нет целостной модели надзора за качеством и безопасностью медицинской деятельности. К такому выводу, как передает корреспондент NDNews, пришли эксперты Федеральной антимонопольной службы по результатам проверки Росздравнадзора и его территориальных подразделений.
Как говорится в докладе ФАС, вопросы качества и безопасности медицинской помощи в нормативных правовых актах решены противоречиво, а многие не решены совсем. Контроль качества и безопасности сосредоточен контролем условий оказания медицинской помощи через повсеместный контроль порядков ее оказания и соответствующих стандартов, хотя они имеют опосредованное отношение к качеству оказания медицинской помощи конкретному больному.
В материалах проверки имеются многочисленные примеры, когда в ответ на жалобы граждан на действия или бездействия медработников, приведших в том числе к смерти пациентов, Росздравнадзор вместо оценки конкретных обстоятельств, связанных с действиями врачей, проверял только соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
«В том числе это связано с тем, что в России до сих пор отсутствует «порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи» и «критерии оценки качества медицинской помощи», а в том виде, в котором они планируются, решение этой проблемы невозможно», – констатировали эксперты ФАС.
Как говорится в докладе ФАС, разные части надзора раздроблены между Росздравнадзором, Роспотребнадзором, ФФОМС, органами управления здравоохранением субъектов РФ и другими ведомствами. Совпадающий предмет надзора может приводить к дублированию проверочных мероприятий и к необоснованному административному давлению на медицинские организации.
«Не имея критериев качества оказания медицинской помощи, все перечисленные контрольные органы, включая Росздравнадзор, лишены инструмента оценки качества, поэтому проверяют только условия оказания медицинской помощи, но не качество самой помощи», – констатировало антимонопольное ведомство.
В ФАС уточнили, что Росздравнадзором до сих пор не разработаны, а Минздравом России не утверждены требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также все порядки оказания медпомощи. Утверждено только 56 порядков оказания медицинской помощи, что составляет 37% от общего количества видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (150 видов), предусмотренных Положением о лицензировании медицинской деятельности.
«В целом контроль качества и безопасности медицинской деятельности носит формальный характер. Выборочный анализ содержания актов проверок центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора, а также анализ законодательства свидетельствует о том, что в отсутствие критериев качества медицинской помощи, лицензионных требований и значительного числа порядков оказания медицинской помощи, в отсутствие административных регламентов проверок и порядков проведения соответствующих экспертиз деятельность Росздравнадзора не приводит к достижению целей, которые ставятся перед медицинским надзором в части государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности», – говорится в докладе антимонопольного ведомства.
источник : newdaynews.ru