В СМИ появилась информация о том, что для пациентов, которые получают рецепты на бесплатные лекарства, а потом не соблюдают указания врача по применению препаратов, могут ввести наказание. Как сообщили «Известия», принимать меры к пациентам, которые получают льготные лекарства, но почему-то их не используют, Минздраву предложили эксперты общественного совета при ведомстве. В частности, таких пациентов можно на некоторое время, например, на месяц, лишать права получать препараты. Если это идея получит развитие, выявлять недисциплинированных пациентов придется лечащим врачам. Например, опрашивать, как именно они принимают лекарства.
Идея понравилась в Госдуме. Однако, как признал зампред комитета по охране здоровья Николай Герасименко, не ясно кто и как будет изобличать пациентов, когда в стране не хватает врачей, которые должны их лечить. Впрочем, есть медики, которые пытаются таким образом контролировать своих пациентов. Как рассказал «Известиям»заведующий филиалом московской поликлиники № 69 Игорь Куделин, зачастую, когда результаты лечения оказываются не такими, какими ожидались, он устраивает проверки (при этом вопросы можно задавать такие, что пациент не заподозрит, что его проверяют). Куделин добавил, что в его практике бывали случаи, когда пациент годами получал и складировал полученные бесплатно препараты, а сам лечился «по Малышевой».
МедНовости обратились за комментарием в сам Общественный совет при Минздраве. Как рассказала член Совета, президент общественной организации инвалидов «Всероссийское общество онкогематологии «Содействие» Лилия Матвеева, в материалах Совета нет никаких конкретных предложений о том, какие меры могут применяться в случаях нарушения пациентами схемы лечения. Но все понимают, что делать с этим что-то надо. По ее словам, эта проблема была поднята в отчете об исследовании системы лекарственного обеспечения населения. В исследовании, которое проводила профильная комиссия Общественного совета, были собраны результаты мониторинга на территориях, а также предложения общественных пациентских организаций о том, что нужно улучшить в сфере лекарственного обеспечения. В этих предложениях речь шла, в том числе, и о том, что надо как-то дисциплинировать пациентов, не выполняющих, во вред себе, предписанной врачом схемы лечения.
«Пациентские организации обратили внимание Минздрава на эту проблему, – рассказала Матвеева. – Из-за того, что некоторые пациенты не выполняют назначений, стирается истинная картина заболевания и его лечения. У пациентов накапливаются запасы неиспользованных лекарств, и в то же время решается вопрос о переводе их на более дорогостоящие препараты. Если больному предписан определенный режим приема лекарства, то он должен его соблюдать. Не соблюдает – следует принимать какие-то меры. В его же интересах и в интересах государства, средства которого должны расходоваться по-умному». По мнению Матвеевой, обязанности должны быть не только у врачей, но и у пациентов. Что касается выявления нарушителей режима приема лекарств, то делать это сложно, признает она: «можно провести опрос пациента, но кто-то скажет правду, кто-то нет, остается смотреть по клинике».
МедНовости узнали у врачей из Москвы и Подмосковья, готовы ли они следить за своими больными, и насколько велика проблема недисциплинированности пациентов.
Нина М., педиатр
Это очень большая проблема. Очень многие пациенты слушают кого угодно, только не врачей. Если на детской площадке одна мамаша скажет другой, что у ее ребенка были проблемы из-за какого-то препарата, то это лекарство, несмотря на назначение врача, точно отправится в мусорное ведро. Мамы – это вообще особая категория. Каких только трудов стоит неврологу убедить их давать ребенку при внутричерепном давлении «диакарб». Торговаться будут до последнего: «давайте попробуем травками, только не химия». Уличить нарушения можно. Есть препараты, которые оставляют след, например, меняют цвет кала. В этом случае надо просто спросить у женщины, какой у ребенка стул. Я знаю своих коллег, которые, назначая антибиотики, потом смотрят попку ребенку – делались ли уколы. А вот рычагов давления на безответственных мам у нас нет никаких. Не давать им больничный – вредить ребенку. Можно было бы, после того, как такая мама попалась, отправлять ребенка в стационар. Только кто же нам это позволит.
Сергей А., уролог
Если бы меня интересовали сыск и дознание, то 30 лет назад я выбрал бы другой вуз. Ну а в мединституте меня учили другому – лечить людей. Мне на прием человека дают 12 минут, и я еще должен выкроить время на допрос с пристрастием? Или ходить по домам и смотреть, сколько там лекарства в коробке осталось? Люди себе во вред ничего не делают, и если врач доступно все объяснил на приеме, его назначения выполняются. Пожилых людей, больных после инсульта просим приходить с кем-то, кто их контролирует и дает им лекарство. И о чем мы вообще говорим, когда льготных лекарств чаще всего нет, и люди получить их не могут. Сколько людям недодали лекарств, сколько больных пишут в соцзащиту заявление, что отказываются от льготы, потому что она нереализуема, и сами покупают все за свой счет. У бедных людей денег нет зубные протезы поставить, они без зубов все, давайте еще от их пенсий что-нибудь оторвем.
Дмитрий Р., терапевт
Так называемые «эксперты» считают, что больных людей надо еще и наказывать.Я даже не знаю, какими словами охарактеризовать такого рода призыв. Отказываюсь понимать чьи-либо объяснения по поводу того, каким образом врач может «выяснить», как пациент принимал лекарства. Если у пациента проблемы с памятью – как тогда? По моему мнению, это очередная бредятина чиновников от медицины. По мне лучше получить выговор от начальства за невыполнение таких указиловок, чем быть пособником.
Марина К., эндокринолог
Про «складирование лекарств» в квартире. Я давно работаю. И были случаи, когда пациенты умирали, и их родственники приносили оставшиеся лекарства. Например, инсулин, не колоть который, а «лечиться по Малышевой» просто нельзя. Объяснение простое: зная нашу неповоротливую систему обеспечения льготными лекарствами, пациенты покупают какой-то запас за собственные деньги. Иногда, попробовав льготный дженерик и поняв, что он не идет, человек за свои деньги покупает более дорогой оригинальный препарат. Но ведь виноваты в такой ситуации не больные, а ущербная система дополнительного лекарственного обеспечения. Думаю, очень многие врачи могут припомнить ситуацию, когда на просьбу выписать препарат не из списка, так как на «льготный» у пациента аллергия, зав. поликлиникой советует просто выписать заодно еще и антигистаминный препарат. В итоге «складируются» уже две упаковки, а больной лечится за свои деньги.
Татьяна Б., фармаколог
По данным ВОЗ, более 50% всех лекарств назначаются, отпускаются или продаются ненадлежащим образом, и каждый второй пациент принимает лекарства неправильно. Что надо делать в такой ситуации? Правильно, заниматься просвещением пациентов. Наказывать больных людей – до этого еще никто не додумался. Когда я была студенткой, меня потрясла цифра о доле нерационально используемых лекарственных средств в развитых странах. Такова печальная статистика. Надо работать с утраченным доверием пациентов, иногда с их невежеством, с их родственниками, которые в некоторых случаях следят за режимом приема лекарств. Впрочем, что тут обсуждать: проблема в том, что не умеют чиновники находить цивилизованные выходы из кризисных ситуаций... В кризис надо начинать с себя: открепиться от ведомственной клиники, встать на учет в районную поликлинику, попробовать получать лечение и льготные лекарства на общих основаниях. И тогда, возможно, мы действительно начнем внедрять реформаторские идеи.
Андрей Д., терапевт
Все мы люди, что-то можем забыть, что-то напутать. Многие больные зачастую не могут вспомнить, принимали они только что лекарство или нет. Даже ведут дневнички, чтобы не запутаться, что принимать до еды, что после, что ежедневно, что раз в неделю. Кому-то родственники раскладывают на день по бутылочкам и коробочкам. И ориентируются они не по названиям, а по форме и цвету. Если врачей принудят вылавливать нарушителей, да еще и спустят план, при желании они смогут поймать любого, даже самого добросовестного пациента. Я никогда не буду этого делать. Но проведу простую аналогию. Психиатр проводит опрос: «Скажите, пожалуйста, где вы находитесь?» Больной теряется – «в больнице нахожусь, в вашем кабинете». «Нет, вы находитесь в России». Или спрашиваешь: «Который час?» и, получив ответ «Не знаю, где-то двенадцать или час», спокойно записываешь: нарушение ориентации во времени. Я, конечно, утрирую. Но при желании, всегда все можно притянуть за уши.
Семен Г., физиотерапевт
Интересен механизм "наказания" и коррупционная емкость данного проекта. Что и сколько нужно будет принести доктору или "комиссии по исключению из списка на получение конституционных прав", чтобы они не отобрали бесплатные лекарства?
Анна А., терапевт
Это дискредитация медицинского сообщества. Так мы потеряем самое главное – доверие пациентов. В моей практике было много случаев, когда пациенты приходили и каялись: извините, я вчера пропустил таблеточку, как теперь быть. И если их за это преследовать, потом никогда из них честного слова не вытянешь. Если начать людей наказывать, они станут изворачиваться и лукавить в ущерб своему здоровью. И кому это надо? Ничего хорошего из этой затеи не выйдет.
Антон И., врач cкорой помощи
Как только будет введена уголовная ответственность за отказ в бесплатном обеспечении выдачи жизненно важных лекарственных препаратов по рецепту врача, я сразу поддержу идею Минздрава.
Ольга Д., эндокринолог
Наказывать больного – аморально. Наша задача – сделать для него все возможное. Мы не каратели, мы врачи. Впрочем, в Минздраве не врачи, а чиновники.