или Почему врачи считают нападение лучшей защитой. Своим мнением делится Анна МЕЛЬНИКОВА, обозреватель газеты «Новгородские ведомости».
Знаковым событием, относящимся, пусть и весьма опосредованно, к сфере новгородского здравоохранения, я бы назвала обвинительный приговор, вынесенный судом в начале февраля акушеру-гинекологу Уваровой. На моей журналистской памяти оно стало, пожалуй, редким, если не единственным в регионе случаем, когда потерпевшей, то бишь стороне пациента, удалось доказать врачебную ошибку, приведшую к гибели человека.
При этом в решении суда данный термин не упоминается вообще. Уголовный кодекс говорит о «ненадлежащем исполнении лицом своих профессиональных обязанностей», и понятное дело, никакой исключительности медикам он не даёт.
Между тем самая твёрдая корпоративная солидарность, проявляющаяся в том, чтобы не выносить сор из избы, наблюдается именно во врачебном сообществе. Но на мой сугубо пациентский взгляд, это свидетельствует не о силе сообщества, напротив — об уязвимости. И этому есть, как мне кажется, объяснение.
В старом, подписанном ещё Ельциным законе об охране здоровья граждан черным по белому выведено: «Медицинские работники имеют право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина». Халатность или небрежность, допущенные людьми в белых халатах, — совершенно другая тема.
В новом законодательстве, касающемся охраны здоровья граждан, о понятии «ошибка» нет ни слова. Правда, в 2013 году Минздрав пытался разработать закон о страховании от непрофессионализма врачей. Но поток критики со стороны медиков в итоге похоронил министерский проект. Например, один из уважаемых в Новгороде хирургов высказал мне такое соображение: прими закон, и скоро появятся авантюристы, которые создадут схемы, как делать на нем сумасшедшие деньги. Кроме того, у врачей возникал резонный вопрос: где больницам и поликлиникам брать средства на выплаты. Согласно законопроекту за смерть пациента она составляла бы 2 млн. рублей; за инвалидность I группы — 1,5 млн. и т.д.
Механизм возмещения пациентам вреда от неверных действий врачей на федеральном уровне так и не придуман. Но и докторам не предоставлено право ошибаться. В результате врачи словно идут по лезвию бритвы: быть или богами, или преступниками. И как сообщил мне тот самый новгородский врач, студенты-медики во многом по этой причине не спешат в хирургию — боятся.
Конечно, никто из нас не хочет быть неправильно продиагностированным, пролеченным или, Боже упаси, прооперированным. Но с другой стороны, и медики далеко не небожители. Ошибаться они не имеют права! Но разве не могут? И это надо принимать. Например, водитель тоже ошибаться не может, но в ДТП какие асы попадают! Я уж не говорю о саперах…
Врачи, находясь под огнем общественной критики, которой каждый из них в отдельности, скорее всего, и не заслуживает, сегодня похожи на изгоев. Поэтому, как правило, первая их реакция на обвинения со стороны пациентов или родственников — сами виноваты!
Так было поначалу и в деле доктора Уваровой. Одной из причин смерти роженицы коллеги врача считали несоблюдение беременной назначенных рекомендаций. Каково это было слушать отцу погибшей?! Но только спустя год, когда наказание стало приобретать весьма реальные формы, Уварова призналась, что к смерти роженицы привели неправильные действия анестезиолога.
Увы, таких трагических примеров некачественного оказания медицинской помощи можно назвать множество. И они — только часть айсберга спорных ситуаций между докторами и пациентами. Врачи при любых обстоятельствах будут держать оборону своей непогрешимости. Поскольку им отступать некуда, а противостояние с больными рискует стать затяжным. И при существующей нормативно-правовой базе незащищёнными оказываются и те и другие.
Тем временем эксперты Национальной медицинской палаты удачным решением конфликтных вопросов считают опыт работы врачебной палаты Смоленской области. Там удалось наладить досудебное разрешение споров. За год было рассмотрено несколько сот жалоб по поводу ненадлежащего оказания медицинской помощи. Что первым делом потребовалось от врачей? Открытость своей палаты для пациентов.
источник : novved.ru