«Паллиативная помощь в России будет выстроена так, что независимо от социального статуса, материального достатка и места жительства пациент вынужден будет получить адекватную медицинскую помощь», - заявил председатель правления Российской ассоциации паллиативной медицины Георгий Новиков.
На четвертом году с момента вступления в силу 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», узаконившего паллиативную помощь, по данным Росздравнадзора, получено более 400 лицензий на оказание паллиативной помощи в амбулаторных (кабинеты) и 550 — в стационарных (отделения) условиях. Кроме того, 34 лицензии получено на оказание помощи в хосписах. Но происходит это не во всех регионах России.
- С одной стороны, во многих регионах говорят о том, что заниматься паллиативной медициной нерентабельно. С другой, подсчитано, что один тяжело и неизлечимо больной человек, оставшийся без специализированной помощи. приковывает внимание до 25 человек — ближайшие родственники, соседи, сослуживцы. Рентабельно ли освободить этих людей от невероятно тяжелой нагрузки, а умирающему человеку обеспечить достойное качество жизни в последние дни? – говорит Георгий Манихас, главный онколог Петербурга, главный врач Городского клинического онкодиспансера. - По установленным нормам, в Петербурге необходимо открывать по одному кабинету противоболевой терапии и паллиативной помощи на 100 тысяч населения. То есть минимум 51 специалист должен работать в амбулаторной службе города. На 1 миллион населения требуется 100 паллиативных коек.
Сейчас практически в каждом районе Петербурга работают выездные хосписные бригады, 5 хосписов (из них один детский) и 4 хосписных отделения в городских больницах в общей сложности на 240 коек (+10 коек в дневном стационаре). Но паллиативных отделений в том виде, в котором запланировал их создание Минздрав, нет.
- Паллиативная помощь в нашем городе до сих пор оказывалась, но так масштабно, как мы смотрим на нее сейчас, ее никогда не рассматривали. И надо понимать, что это не только противоболевая терапия, это комплекс духовных, психологических, социальных и медицинских мер, – рассказывает главный специалист по паллиативной медицине Зоя Софиева. – Чтобы его создать, нужна команда, потому что справиться одному «узкому» специалисту с этой задачей невозможно: помощь на последнем жизненном этапе нужна страдающим самыми разными заболеваниями - сахарным диабетом (диабетическая стопа), ХОБЛ и бронхиальной астмой в терминальной стадии, рассеянным склерозом, тяжелыми формами ревматических заболеваний, СПИДом, туберкулезом, нейропатологией... Сейчас сформирована рабочая группа из всех специалистов в системе петербургского здравоохранения, которые будут принимать участие в оказании помощи инкурабельным пациентам. Мы ждем только приказа Минздрава, чтобы объявить, какие специалисты будут заниматься паллиативной медициной.
(Как найти хоспис в Петербурге, узнайте здесь)
То есть теперь в городе отдельно будут существовать хосписы и хосписные отделения, отдельно – паллиативные.
- Страшно даже не само онкологическое заболевание в терминальной стадии, сколько страдания, которые оно приносит пациенту и его близким. Но страдают не только умирающие от рака. Поэтому нужны паллиативные отделения, открывающиеся при стационарах, не только для онкопациентов. – Эту идею на Всероссийской научно-практической конференции «Паллиативная медицинская помощь в Российской Федерации» в Петербурге очередной раз озвучил один из идеологов паллиативной медицины в стране Георгий Новиков, руководитель кафедры паллиативной медицины факультета последипломного образования Московского государственного медико-стоматологического университета. - Но чтобы такое специализированное отделение можно было открыть (получить лицензию), учреждение должно иметь специалиста, который прошел специальную подготовку по паллиативной помощи.
В Московском университете разработали образовательную программу для врачей, решивших получить специализацию по паллиативной медицине в рамках постдипломного образования: «Мы подготовили по этой программе уже 700 человек, не успеваем пот со лба вытирать, говорит профессор Новиков, - поэтому передали нашу программу обучения в 17 вузов страны, чтобы они не изобретали велосипед, а принимали ее за основу и на местах занимались подготовкой специалистов».
В Петербурге их готовят в ПСПбГМУ (паллиативная помощь взрослому населению), СПбГУ (паллиативная помощь детскому населению), СЗГМУ (сестринский уход и социальная организация процесса). Однако серьезные изменения произойдут, только когда дисциплину «паллиативная медицинская помощь» начнут преподавать на преддипломном этапе обучения, считает Георгий Новиков. Потому что огромную роль в маршрутизации пациента, нуждающегося в паллиативной помощи, играют терапевты и врачи общей практики. Они должны знать, когда и куда направить пациента, чтобы он прожил последние недели и месяцы достойно, должны знать правила и принципы назначения терапии хронической боли. В противном случае врачи, как и сегодня, будут бояться таких пациентов и отказываться от них.
(Сколько петербуржцев умерли от рака в 2014 году, узнайте здесь)
Как сообщила Зоя Софиева, в Порядок оказания паллиативной помощи внесены изменения, которые сейчас проходят этап утверждения. Из него будут исключены центры паллиативной медицины как самостоятельные учреждения. К счастью, к проектированию такого центра в Колпино с диагностической поликлиникой и лечебным центром успели приступить раньше, поэтому обещают, что он будет построен. В Порядках появятся разграничения между хосписами, отделениями паллиативной медицины, домами и отделениях сестринского ухода. Если еще недавно сестринская помощь признавалась не столько медицинской, сколько социальной, то сейчас расширяются ее полномочия. Отделения сестринского ухода будут оказывать паллиативную помощь всем, кроме пациентов, страдающих хронической болью. По сути, они занимаются этим и сегодня, но не могут обеспечить эффективного обезболивания.
Справка
В России ежегодно умирают 1,9 млн человек, 10% из них - от внешних причин, остальные — от болезней. Из 100% умирающих от болезней 17% (300 тысяч человек) гибнут от онкологических заболеваний, 83% — от неонкологических. Каждый 2-3-й умирающий от неонкологических заболеваний нуждается в паллиативной помощи. В общей сложности в ней нуждаются от 700 тысяч до 1 миллиона человек.
В Петербурге в 2014 году помощь в стационарах хосписов получали 3872 пациента, на дому наблюдались около 5 тысяч человек.
источник : doctorpiter.ru