На прошлой неделе стало известно об очередной волне суицидов онкобольных, которые не смогли вовремя получить обезболивающие препараты. Чиновники уверяют, что причинно-следственная связь между самоубийствами и отсутствием лекарств не очевидна. Дескать, люди, страдающие столь тяжёлым заболеванием, пребывают в постоянной депрессии, и оттого мысли о самоубийстве посещают их достаточно часто.
Возможно, отчасти это верно, однако проблема с доступностью обезболивающих очевидна. Несмотря на то что волна самоубийств началась ещё в прошлом году, получить столь необходимые лекарственные препараты сегодня по-прежнему очень сложно. «Чтобы назначить наркотики или повысить дозу, нужно провести несколько дней, бегая по врачам. Нам ещё повезло, потому что бабушка была приписана к выездной службе хосписа. Тем не менее уже не ходящую бабушку надо было отнести к районному онкологу, чтобы он выдал свою рекомендацию участковому терапевту», – рассказывает москвичка Екатерина, чья родственница не так давно умерла от рака.
В Минздраве, впрочем, отмечают, что некоторые бюрократические препоны и так уже были ослаблены. «Изменился срок действия рецептов, изменился сам бюрократический процесс выписки рецепта. Сегодня прорабатывается возможность облегчения требований к тем учреждениям, которые хранят наркотические средства для обезболивания», – заявила вице-премьер правительства Ольга Голодец.
Этим летом вступают в силу поправки к закону, согласно которым срок действия рецептов на наркотики будет увеличен с 5 до 15 дней. Кроме того, в общественном совете при Минздраве предложили ввести административную ответственность для руководства поликлиник за несвоевременную выписку рецептов на обезболивающие препараты.
Но помогут ли эти меры, ещё большой вопрос. Дело в том, что сегодня врачи нередко опасаются выписывать наркотические вещества. И их можно понять. Показательна история красноярского терапевта Алевтины Хориняк, которую обвиняли сразу по двум статьям УК: незаконный оборот наркотиков и подделка документов. Преступлением правоохранительные органы называли тот факт, что врач с 50-летним стажем выписала сильнодействующее обезболивающее умирающему раковому больному. Недавно Октябрьский районный суд Алевтину Хориняк оправдал. Но, судя по всему, благополучного исхода дела удалось добиться только благодаря общественному резонансу.
Мнение
Александр САВЕРСКИЙ, президент Лиги защиты пациентов:
– Решением проблемы может быть усиление ответственности за неназначение обезболивающих. Вообще-то, она и так существует – это 125 статья УК, но она почему-то не применяется.
Что касается введения ответственности для руководителей поликлиник, то заодно должна быть и ответственность самого врача, вплоть до лишения практики. А то получается, что право на обезболивание есть, а никакой ответственности за невозможность это право реализовать нет.
Кстати
На сложностях с получением обезболивающих сегодня паразитирует великое множество платных «клиник». За определённую плату (от 30 до 100 тыс. рублей) дельцы предлагают обойти бюрократические препоны в получении обезболивающих. Привлечь подобных «коммерсантов» к ответственности практически невозможно: ведь по всем документам плату они взимают за консультации специалистов из государственных онкоцентров.
источник : versia.ru