В интернете начался сбор подписей под петицией в защиту фельдшеров петербургской бригады скорой помощи, уволенных по обвинению в жестоком обращении с пациентом при транспортировке в больницу. Авторы петиции, подписавшиеся как «сообщество медработников», считают обвинения в «бездушном» отношении к пьяному пациенту беспочвенными и требуют объективного расследования инцидента, произошедшего 27 февраля в доме по улице Кржижановского. За несколько часов собрано более 1,5 тыс. подписей.
Преступление
Скандал начался после того, как в сети появилась видеозапись, на которой два медика (мужчина и женщина) тащат пациента по полу и ступенькам подъезда, подталкивая его ногами, кладут на асфальт и бьют тряпкой по лицу. Затем мужчину погрузили на пол салона автомобиля. Записи камер наружного наблюдения обнародовали родственники потерпевшего, ставшие во вторник героями репортажей центральных телеканалов. По их словам, вечером 28-летний Денис
По данным прокуратуры, Колпиков находился в алкогольной интоксикации тяжелой степени (3,1 промилле). Выйдя в коридор, он поднялся несколькими этажами выше, где успел подраться с соседями. Кто-то из них вызвал ему «скорую».
С травмой головы Колпиков был доставлен в Александровскую больницу как неопознанный и помещен в реанимацию. «Мы несколько дней спасали жизнь этому пациенту, - рассказал LifeNews главврач больницы Юрий Линец. — Даже не представляете, сколько препаратов перевели, чтобы вывести его из состояния сильнейшей интоксикации. В реанимации он находился именно поэтому».
И наказание
Это происшествие уже стоило сотрудникам «скорой» рабочих мест. Как сообщил журналистам главврач петербургской станции скорой помощи Алексей Бойков, 4 марта прошел служебный разбор вызова. «Получили дисциплинарные взыскания заведующий подстанции и два фельдшера, которые работали на вызове. С ними [фельдшерами] расторгнут трудовой договор», - уточнил главврач. Медики также стали фигурантами уголовного дела. Им грозит обвинение по статье 124 ч. 1 УК (неоказание помощи больному), которая предусматривает до четырех месяцев ареста.
Реакция Минздрава была традиционной. «В связи с появлением информации о неподобающем обращении врачей скорой помощи г. Санкт-Петербурга с пациентом», министр Вероника Скворцова поручила Росздравнадзору провести «проверку качества оказания медицинской помощи гражданину», сообщил пресс-секретарьведомства Олег Салагай.
Защита
Инцидент активно обсуждался в профессиональных группах в соцсетях, и к утру четверга появилась петиция в защиту уволенных фельдшеров. Для начала авторы петиции задаются вопросом о том, где была полиция, а также родственники и соседи пациента, которого надо было транспортировать в больницу. Затем пытаются разобраться в самом инциденте. Так, тряпка, которой «били пациента», скорее всего, была частью его одежды. А удары по щекам при потере сознания нужны для того, чтобы привести человека в чувство.
Кроме того, бригада скорой состояла из двух человек, одна из которых – женщина, и «физически не могла осуществить транспортировку пациента». «Бригада была не укомплектована носилками, вследствие чего была произведена транспортировка «на руках»… Укомплектация машин скорой помощи не зависит от рядовых медработников», - утверждают авторы петиции. А заодно советуют, прежде чем делать выводы, ознакомиться с результатами экспертизы рабочих мест на станции. Так, если для рабочего места не установлена такая категория вредности, как «тяжелый физический труд», то работник-мужчина не должен поднимать в одиночку более 30 кг. Если имеется первая степень вредности, допускает подъем тяжестей до 35 кг, в случае второй степени – до 50 кг.
Кто виноват
Как заявил МедНовостям оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, неуважительное отношение к пациенту и нарушение норм оказания медпомощи, конечно, недопустимы. Но этот инцидент – повод задуматься о системных проблемах, которые привели «скорую» к ее сегодняшнему состоянию. «Многие ли понимают, с чем приходится сталкиваться сотрудникам «скорой», – говорит Коновал. – Наркоманы, пьяные, а нередко и агрессивные пациенты. Кровь, гной, рвота. Тяжелые жизненные ситуации, гибель людей – это все будни скорой помощи. Даже в этом инциденте, судя по комментариям очевидцев, медикам пришлось выполнять отчасти функции полиции, не говоря уж о работе санитаров-грузчиков. Санитары сегодня приказом Минздрава РФ просто убраны из штатного расписания выездных бригад. Но это еще полбеды – из-за низких зарплат почти по всей стране огромный дефицит кадров в службах скорой помощи. На линию выходят меньше бригад, чем положено по нормативам, а работающие сотрудники по 10 часов подряд не имеют времени сходить в туалет или нормально пообедать. Бригады выезжают в неукомплектованном составе – вместо двух медиков в бригаде чаще всего один. Представьте, если бы вот на это вызов на видео приехала только одна девушка–фельдшер? Как бы она одна тащила пациента до машины?»
Что делать
Добивает службу, по мнению Коновала, финансирование из системы ОМС, при котором оплачивается только выполненный объем работы, и главврачи начинают экономить на сотрудниках. В ноябре прошлого года, на специальном заседании Совета по правам человека при президенте профсоюз «Действие» предложил вернуть службе скорой помощи бюджетное финансирование. Такое, как у других экстренных служб, отвечающих за безопасность. «При бюджетной модели обеспечить зарплаты на весь штат медиков была бы прямая обязанность чиновников и работодателя, а при страховой – можно умыть руки, - считает Коновал. – Почему пожарные и МЧС, например, оплачиваются напрямую из бюджета и не по количеству вызовов на пожары, а скорая помощь посажена на сдельщину? Почему сегодня власти и ФОМС закладывают такой размер тарифов на услуги скорой помощи, что чисто математически из них нельзя выкроить зарплату на все ставки штатного расписания выездных бригад?»