В Санкт-Петербурге прошла конференция «Фармацевтический рынок глазами экспертов. Итоги. Прогнозы. Проблемы. Решения», собравшая ведущих экспертов российского фармрынка. Маркетологи, директора аптек, руководители аналитических агентств обсуждали наиболее острые проблемы современной российской фармы и предлагали реальные стратегии ее развития.
Одной из тем, которую затронули в своих докладах многие эксперты, стала идея возрождения в стране системы государственных аптек. По мнению ее авторов, в государственной аптеке будут продаваться дешевые препараты, что сделает их доступными для большинства населения. Но собравшиеся на конференции были единодушны: данное предложение нельзя назвать хорошо продуманным. «Надо понимать, что учреждения с дешевым ассортиментом лекарств смогут выжить только при условии серьезных дотаций со стороны государства, — подчеркнул Давид Мелик-Гусейнов, директор «Центра Социальной Экономики». – Значит, это еще одна статья дополнительного налогового бремени: получается, нас опять пытаются обмануть, забрав из нашего кармана деньги в виде налога и предложив потом «дешевые» лекарства».
«Понятно, что в современных условиях макроэкономика не обещает нам легкой жизни, - заметил Николай Демидов, генеральный директор «IMS Health Россия и СНГ». – Пока по-прежнему основными каналами продаж для фармбизнеса остаются госзакупки (по программам ДЛО, «7 нозологий», по региональной льготе и в госпитальном секторе), но дефицит госбюджетов в этом году наверняка приведет к росту спроса именно в розничном секторе».
Правда, эксперт не уверен, будут ли у пациентов деньги на покупку необходимых ЛС? Тем не менее, возвращение госаптек, на взгляд Демидова – не удачный выход в данной ситуации.
«Никто формально не против этого, — сказал Николай Демидов, - но хотелось бы понимать, как эти аптеки будут выживать на рынке? И как будут их воссоздавать в тех регионах, где их нет уже вообще – например, в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске?»
Генеральный директор «DSM GROUP» Сергей Шуляк, выступая на форуме, заметил, что 72% средств госпитального сектора идут сегодня на закупки дорогостоящих ЛС, но в упаковках это лишь 10-20%. Львиная доля закупаемых препаратов — это лекарства стоимостью до 50 рублей. «Вот чем реально мы лечим сегодня людей».
Между тем, эксперты сошлись во мнении, что кризис – это довольно хорошее время для бизнеса, важно только правильно выстроить свою стратегию. «Очевидно, что изменится наш потребитель – люди не будут больше зарабатывать. Понятно, что не вырастут наши бюджеты на рекламу и придется искать внутренние ресурсы, — заметил Руслан Древаль, управляющий партнер «PharmExperience» и организатор форума экспертов. — Сейчас самое время задуматься о том, какие новые возможности у фармбизнеса есть на российском рынке. Компании должны вспомнить о таких инструментах как маркетинговый и коммуникационный аудит. И проанализировав свои ресурсы, выстроить с наименьшими издержками свою работу. Задачи быть коммерчески успешными никто не отменял».
Ольга Островская
источник : pharmvestnik.ru