Эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье» удивлены оптимистичными заявлениями Минздрава России о том, насколько лучше стало с медпомощью на селе, а также оценками причин роста внутрибольничной летальности, заявил сегодня директор Фонда «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
На официальном сайте Минздрава содержатся основные тезисы выступления министра Вероники Скворцовой, состоявшегося накануне в рамках заседания коллегии Счетной палаты. В частности, глава Минздрава утверждает, что при общем сокращении фельдшерско-акушерских пунктов в РФ с 2011 г. на 418 единиц доступность и качество медпомощи сельскому населению выросли за счет офисов врачей общей практики и врачебных амбулаторий. При этом министр забыла уточнить, что рост числа офисов врачей общей практики связан в первую очередь не с селом, а с городом, а часть врачебных амбулаторий – это бывшие сельские больницы, койки которых были закрыты.
«Недавно мы побывали в Тверской области. Всего два часа езды от Москвы, но спросите жителей сел и деревень этого региона, как у них дела с доступностью медпомощи. Вы услышите, что ФАП, например, в селе Колталово Калининского района не работает по четвергам, а «скорую» можно ждать более четырех часов, поскольку на ближайшей подстанции нет бензина. В селе Кореничено Старицкого района посетили ФАП, который оказался «на замке» вот уже два месяца. Запись к узким специалистам в детской поликлинике №1 г. Твери осуществляется раз в неделю «в ручном режиме», одна сотрудница регистратуры заносит фамилии пациентов в журнал», – заявил Эдуард Гаврилов.
В Республике Карелия в Кондопожской центральной районной больнице, обслуживающей 40 тыс. человек, нет ЛОР-врача. Специалист, приезжающий из столицы республики – города Петрозаводска, который находится в 46 км, принимает пациентов с 10 до 12 часов раз в неделю по субботам. «И таких примеров, я уверен, житель любого региона приведет множество. Считаю, что именно такие ситуации и характеризуют истинную картину оптимизации», – отметил Гаврилов.
По его словам, сегодня не обеспечены выездные формы работы на селе. «На конец 2014 г. у нас более тысячи мобильных медицинских бригад. Но ни одной такой бригады нет в Удмуртии, Якутии, на Камчатке и в других регионах, где эта помощь крайне необходима», – говорит Гаврилов.
В своем выступлении Вероника Скворцова также отметила, что тенденция к росту внутрибольничной летальности, наблюдающаяся в России в 2014 г., связана с «избирательной госпитализацией более легких пациентов и отсутствием возможности помочь при тяжелых случаях».
«Это очень интересное объяснение, которое, вероятно, очень удовлетворяет самого министра. За прошлый год число смертей в стационарах выросло, по официальным данным Росстата, на 3,7%. В абсолютных цифрах это означает, что ушли из жизни еще 17,8 тыс. человек. Если следовать логике министра, просто теперь у нас больницы оснащены лучше, они берутся за сложных больных, а те, к несчастью, имеют тенденцию не всегда «реагировать» на терапию. Кстати, вероятно, поэтому мы слышим всё чаще об отказах в госпитализации, очередях на бесплатные операции. Полагаю, что беспрецедентный рост объема платных медуслуг - более 86 млрд руб., говорит о том, что в приоритете министерства – выстраивание платной медицины», – подчеркнул Гаврилов.
По его мнению, Минздрав должен объяснить, почему в 2014 г. не были выполнены показатели государственной программы «Развитие здравоохранения», которые прогнозировались самим министерством, в чем причины роста смертности в Башкирии, Оренбургской, Ульяновской, Свердловской, Томской областях и в целом ряде других регионов.
«Показателен пример всё той же Тверской области, где в прошлом году внутрибольничная летальность выросла на 8% и составила 2,29%, это самый высокий показатель в ЦФО. В Пензенской области этот показатель в прошлом году вырос на 11%, составив 1,56%», – отметил Гаврилов.
Он отметил, что в прошлом году, исходя из общего числа госпитализаций, в российских больницах умирал каждый 63-й пациент. «Обращает внимание тот факт, что при общем снижении количества вызовов «скорой помощи» в 2014 г. на 32,3 тыс. число госпитализаций по «скорой» выросло на 165,1 тыс. (1,6%), а число необоснованных выездов – на 269,2 тыс. (23,2%). Это свидетельствует о плохой организации амбулаторно-поликлинической помощи: то есть человек либо позвонил «03», когда уже всё плохо, либо перестраховывался, имея банальную простуду, поскольку терапевта на участке нет, а в поликлинике никто не берет трубку», – отметил Гаврилов.
«Обидно, что министерство не понимает всей сложности ситуации. В итоге непродуманной оптимизации первичное звено в связи с высокой загруженностью и дефицитом кадров просто не может уделять достаточное время больным. В стационары госпитализируются тяжелые пациенты с запущенными заболеваниями. Отсюда и рост больничной летальности и смертности населения», – резюмировал он.
по теме : Власти Ярославской области ответили на критику ОНФ о состоянии регионального здравоохранения
источник : onf.ru