Министр финансов РФ Антон Силуанов в ходе обсуждения поправок в федеральный бюджет на 2015 год в Государственной думе РФ оптимистично заявил, что, никаких перебоев с лекарственным обеспечением в текущем году быть не должно. Государство запаслось жизненно важными лекарственными средствами на девять месяцев вперед. И этот запас будет расширен.
Отсроченные рецепты
Почему же тогда в регионах недостает лекарств для тех же льготников? Росздравнадзор фиксирует рост отсроченных рецептов. В наиболее сложное положение попали Мурманская область (там получить лекарства вовремя не может каждый пятый льготник), а также Калининградская, Ленинградская, Кировская, Псковская, Вологодская, Новгородская области и Пермский край.
Чтобы получить необходимые лекарства пожилым людям приходится писать жалобы в разные инстанции, а то и обращаться напрямую к главе администрации. Так, Владимир Алексеевич Аникеев из Химок позвонил в прямой эфир губернатору Андрею Воробьеву на телеканал «360 Подмосковье» и рассказал, что в его городе не выдают бесплатные лекарства диабетикам, и он уже полгода не может получить сиофор и диабетон.
Чтобы не умереть, жизненно необходимые препараты приходится покупать за свой счет. Ном после звонка губернатору положенные таблетки выдали.
А губернатор в прямом эфире заявил, что до 1 июля область обеспечена лекарствами, и с выдачей их проблем быть не должно. Выходит, что случай с Аникеевым всего лишь недоразумение – то, чего в принципе не должно быть?
Так могли бы ответить и другие губернаторы: средства выделены, лекарства закуплены. В отчете все в порядке. Чего же еще? Ждите свои таблетки. Ждите…Только вот ждать многие льготники н не могут, потому что без прописанных пилюль им не выжить.
Доходы и расходы
Жизнь многих убеждает, что больным лучше не рассчитывать на помощь государства. В Чите ситуация осложнилась еще в 2014 году, когда на обеспечение лекарствами льготников в региональном бюджете было заложено только 13 процентов от потребности. А с учетом неоплаченных контрактов прошлых лет, как уточнили в краевом министерстве здравоохранения, эта сумма снизилась вообще до 9 процентов. В этом году на лекарства для льготников власти региона смогли наскрести всего 22 млн рублей вместо необходимых 208 млн. Львиная доля из этой суммы пойдет на погашение ранее сложившейся кредиторской задолженности, а на реальное приобретение медицинских препаратов остается жалких 1,5 процента…
Больше всего не повезло инсулинозависимым людям. При увеличивающемся количестве больных сахарным диабетом, запаса инсулина в Забайкальском крае хватило только до середины февраля 2015 года.
Причина недофинансирования закона о бесплатном лекарственном обеспечении кроется в недополучении краем собственных доходов.
В 2014 году бюджет недобрал 2,5 млрд рублей. Статьи на льготников придется сокращать, хотя расходы на лекарства для забайкальцев в расчете на 1 человека с 609 рублей в 2011 году упали в 2014-ом до 194 рублей.
На закупку лекарственных препаратов федеральным льготникам Еврейской автономной области последние четыре года ежегодно выделяются примерно 66,5 млн рублей. Поэтому все лекарства они получают в полном объеме. Зато по региональной льготе (а ее сумма гораздо выше федеральной) ЕАО средств катастрофически не хватает. В региональном управлении здравоохранения признаются: «Мы никогда не сможем полностью всех удовлетворить». Даже если финансирование из центра придет вовремя. Норматив финансовых затрат на одного федерального льготника составляет 707 рублей в месяц. А больные с инсулинозависимой формой диабета, например, принимают в день по два инсулина. В месяц такое лечение обходится около шести тысяч рублей. А если учесть, что диабетчики помимо основного заболевания и гипертонии страдают еще и целым набором других недугов, то комплексное лечение для них в месяц обходится в 10 – 12 тысяч. Вот и приходится экономить.
В первую очередь, конечно, закупаются инсулины, потому что без них диабетчикам не выжить. Во вторую очередь идет лекарственное обеспечение больных бронхиальной астмой, в третью - изыскиваются средства на онкологические препараты.
Но даже при такой экономии денег на самые необходимые лекарства не хватает. К тому же и без того скудное финансирование съедают цены. По официальным данным, отечественные препараты подорожали в пределах 5–7 процентов, а импортные до 25. И это, понятно, средние показатели.
Нереальные цифры
Перебои со снабжением лекарственными препаратами Росздравнадзор связывает с «организационными просчетами региональных властей» и нехваткой препаратов в аптеках и обещает усилить надзор за фармрынком. Минздрав просит увеличить объем выделяемых на лекарства средств, а эксперты убеждают правительство, что все дело в неэффективной системе льготного обеспечения и что она должна быть пересмотрена.
И пересмотрена уже потому, что позволяет регионам искажать или не раскрывать информацию о предельной отпускной цене на жизненно важные лекарственные препараты. В этом эксперты общественного движения «Молодые юристы России» уличили органы исполнительной власти 33 российских регионов и обратились в Генеральную прокуратуру и в Министерство здравоохранения РФ с просьбой проверить факты нарушений законодательства.
Из-за искаженной информации возникает путаница. И это одна из причин того, что, по экспертным оценкам Всероссийского союза пациентов, до 40 процентов льготников недополучают лекарства. Например, из больных диабетом только 64 процента обеспечены бесплатными препаратами.
На льготное обеспечение лекарствами российское правительство на 2015 год выделило немалые деньги – 30,1 млрд рублей (помимо высокозатратной программы «Семь нозологий»). В рамках антикризисных мер на эти цели зарезервировано еще 16 млрд рублей. Но если система будет по-прежнему управляться вслепую, то никаких денег не хватит. Даже если Росздравнадзор усилит надзор за фармрынком и будет вести еженедельный мониторинг ситуации в регионах, цена на лекарства в аптеках и цены на ЖНВЛП вряд ли опустятся.
Главная причина нехватки льготных лекарств кроется в тотальной зависимости страны от зарубежных лекарств и невыгодном балансе между импортом и отечественным производством.
Но эта проблема, по мнению чиновников, преодолима.
Помнится, как замминистра промышленности и торговли Сергей Цыб на одном из совещаний в правительстве РФ с оптимизмом доложил, что фармацевтическая отрасль в России переживает инвестиционный бум. Из пятисот импортных жизненно важных лекарственных препаратов, по словам высокопоставленного чиновника, 60 процентов уже выпускается в России.
Большую роль теперь играют новые способы государственного регулирования, - оптимистично заявил Цыб. Среди них – содействие в быстром доступе новых лекарств и фармацевтических проектов на рынок, сокращение административной волокиты, финансовая подпитка инвесторов. К примеру, при поддержке Минпромторга России компании-производителю новейшего онкологического препарата была выдана субсидия в размере 285 миллионов рублей и дело пошло.
Недавно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова доложил в Госдуме, что анализ всех препаратов, не попадающих под ценовое госрегулирование, показал, что половину из них вполне можно заменить на таблетки из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Выходит, что лекарственная блокада нам не страшна? Так давайте лечиться качественными препаратами отечественного производства (а они, по оценке Минздрава, занимают уже около 40 процентов фармрынка).
Все бы хорошо, да только в конце прошлого года 16 крупных российских компаний прекратили выпуск дешевых лекарств.
Причину этого председатель комитета по охране здоровья Госдумы РФ Сергей Калашников видит в том, что резко повысилась долларовая стоимость субстанций, закупаемых за границей. А себестоимость лекарств уже в три-четыре раза выше, чем «та цена, за которую их пытаются покупать».
В медицинском ведомстве сегодня решают задачу: как быстро изменить регулирование цен на лекарства и восстановить отечественное производство фармсубстанций, а заодно и исключить перебои в поставках медикаментов. Возможно, в случае острой социальной потребности придется ввести механизм принудительного лицензирования (до истечения срока патентной защиты оригинального лекарственного препарата) в отношении дженериков (аналогов оригинальных препаратов) для лечения тяжелых заболеваний и оказывающих наибольшее влияние на смертность населения.
Меры и прогнозы
Разрешить лекарственные проблемы могла бы принятая пять лет назад Стратегия развития фармацевтической промышленности «ФАРМА-2020», регулирующая импортозамещение в лекарственной сфере. В ней ставится задача к 2018 году 80 процентов всех жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) производить в России, а долю продукции отечественного фармпроизводства в общем объеме потребления к 2020 году увеличить до 50 процентов рынка в денежном выражении. До таких результатов, прямо скажем, еще очень далеко.
С большой долей вероятности, считают эксперты, в ближайшие годы Россия вряд ли станет независимой от качественных зарубежных лекарств, не говоря уже об инновационных.
Такие прогнозы не прибавляют оптимизма миллионам россиян, жизнь которых напрямую зависит от дорогостоящей таблетки. Надо что-то предпринимать уже сейчас, пока ситуация не обострилась и люди не вышли на улицы.
В качестве одной из антикризисных мер могло бы служить предложение вице-премьера РФ Ольги Голодец заключать с отечественными производителями долгосрочные трехлетние контракты. Но с одним условием, что они предложат фиксированные цены и ограничат свои коммерческие аппетиты. Вопрос в том, согласится ли бизнес работать себе в убыток?
Вряд ли спасет рынок и создание сети государственных аптек, если цены на лекарства в них будут на уровне коммерческих. Для исправления ситуации нужны стимулирующие меры, финансовая и налоговая поддержка, инвестиции в развитие научно-промышленных проектов, подготовка высококвалифицированных специалистов-фармакологов. А на это уйдет не один год.
источник : www.stoletie.ru