Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания. О ситуации в здравоохранении рассказал аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.
По его словам, проверка Счетной палаты показала, что основные цели оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не достигнуты – ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло, сообщил на коллегии ведомства.
Планирование мероприятий по оптимизации проводилась каждым регионом самостоятельно при отсутствии единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих медицинских организаций, расчета потребности в объемах медицинской помощи по профилям и необходимых ресурсов, отмечается в докладе.
По словам аудитора, основа для планирования деятельности медорганизаций и финансирования медпомощи - территориальные программы госгарантий. В то же время анализ территориальных программ, утвержденных на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг., показал несбалансированность их финансового обеспечения, в том числе по видам медицинской помощи. По сравнению с 2014 г. установлен рост дефицита средств территориальных программ за счет консолидированного бюджета региона. В 2014 г. дефицит был выявлен в 59 регионах в размере 102 млрд. рублей, а в 2015 г. - в 62 регионах в размере 127 млрд. рублей, в том числе по 5 регионам, не являющимися дотационными. Также на 2015 г. 9 регионов утвердили свои территориальные программы с дефицитом средств ОМС в общем объеме 4,93 млрд. рублей из-за неисполнения обязательств регионов по финансированию медпомощи, оказываемой сверх базовой программы ОМС.
Основными причинами дефицита территориальных программ остаются установление нормативов объема медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и нормативов ее финансовых затрат ниже средних федеральных нормативов.
Кроме того, 58 регионах почти на 9 млрд. рублей превысили стоимость терпрограмм ОМС над утвержденными расходами на ОМС в бюджетах территориальных фондов. «Такие же нарушения мы выявляли и в 2014 году. Но до сих пор Минздрав не изменил методологию разработки терпрограмм и продолжает рекомендовать регионам включать в стоимость программ ОМС расходы на административно-управленческий персонал терфондов. По данному факту мы предлагаем вынести Минздраву предписание», - отметил Александр Филипенко.
Аудитор отметил, что по информации, представленной всеми регионами, под мероприятия по оптимизации подпадают 952 медицинских организации, из них 472 - в 2015 г. (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 г. в мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 г. планируется закрыть еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 г
. по сравнению с 1 января 2014 г. численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций – на 7,2%.Кроме того, до 2018 г. регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики.
В ходе проверки были выявлены факты ограничения доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи сельским жителям.
Согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом.
Проверка также показала, что в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего на конец 2014 г. по медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов сокращено 33 757 коек. При этом сокращение коек районных больниц проводилось большими темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения.
«Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тыс. человек в то время, когда по городским жителям был установлен рост на 400 тыс. человек», - констатировал Александр Филипенко.
Согласно результатам проверки, рост внутрибольничной летальности был отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных. В основном увеличение внутрибольничной летальности отмечено в дотационных регионах, где был выявлен дефицит территориальных программ.
По данным федерального статистического наблюдения, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 г. умерло на 17,9 тыс. больных больше, чем в 2013 г. Внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%.Кроме того, по ряду регионов, в том числе в которых зарегистрирован рост внутрибольничной летальности, в 2014 г. отмечен рост числа умерших на дому, что свидетельствует о нарушении принципов маршрутизации пациентов.
Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности, отмечается в докладе. Вместо предполагаемых 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. смертность населения, по данным Росстата, составила 13,1 на 1000 населения. Если сравнивать показатели января-февраля 2015 г. с аналогичном периодом 2014 г., то рост смертности населения составил 2,2%.
По итогам контрольного мероприятия в очередной раз был отмечен рост в 2014 г. объема платных медицинских услуг - на 24,2% по сравнению с 2013 г. «В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», - подчеркнул аудитор. Население по-прежнему остается плохо информированным о том, какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно, а какие за плату.
Проверка показала, что в ходе оптимизации регионы проводят активное сокращение численности медработников. «В ходе оптимизации сети мы отмечаем продолжающееся сокращение медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140%» - отметил Александр Филипенко.
Сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий, отметил аудитор. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – более 19 тыс. человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа), отмечается в докладе.
Одна из целей оптимизации - рост зарплаты медработников. Как было отмечено на Коллегии, на уровень зарплаты медработников большое влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. «Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более», - пояснил Александр Филипенко.
По его словам, до настоящего времени не завершены мероприятия по переводу медработников на эффективный контракт. По состоянию на 1 января 2015 г. на данный вид оплаты труда переведено чуть менее 40% медработников. Причем в 19 регионах перевод на эффективный контракт до настоящего времени так и не начался, отметил аудитор.
источник : www.medvestnik.ru