Сделали операцию, которая была не нужна, влили не то лекарство, неправильно поставили диагноз, удалили здоровый орган... Каждый из нас знает такие истории из своей жизни, близких и знакомых. Имеет ли право дальше лечить врач, загубивший, пусть и неумышленно, жизнь ребёнка? Любая мать вправе ему в этом отказать. Да и загубленное здоровье или жизнь любого человека по вине врача недопустимы!
Какие врачебные ошибки встречаются чаще всего?
Неправильный диагноз
Во всём мире 10-20% диагнозов при жизни не совпадают с диагнозом патологоанатома. Англичане выяснили: каждому 6-му пациенту ставится ошибочный диагноз, так как врачи спешат и не пользуются возможностью провести полное обследование или выяснить мнение другого врача.
Ошибки хирургов
Повреждение внутренних органов из-за нарушения методики проведения операции, нестерильность инструментов, осложнения в послеоперационном периоде (заражение крови, перитонит, нагноение ран и т. д.). А также забытые в теле пациента инструменты.
Ошибки с лекарствами
Препараты банально путают из-за сходного названия, похожего внешнего вида упаковок и самих таблеток. Например, преднизолон - аж с 17 другими лекарствами.
Внутрибольничные инфекции
1,5 млн человек в мире ежегодно становятся жертвами стационарных инфекций, почти 100 тыс. погибают от них (в РФ официальной статистики нет).
Несвоевременное оказание медпомощи
Врачи недооценили тяжесть заболевания, отказали в госпитализации или не провели нужные мероприятия.
Недоучки или бездушные
Чаще всего в основе врачебных ошибок - банальная недоученность. А если такой недоучка ещё и бессердечен... Такого хоть завали новейшей техникой - толку не будет. Будут только искалеченные жизни.
30 июня Илюше Иванову, ученику 3 «В» класса 75-й ульяновской школы, исполнилось бы 10 лет. А за две недели до его смерти появилась на свет сестрёнка Даша. С ней-то мать мальчика, Татьяна, которая до сих пор не может прийти в себя после смерти сына, и лежала в роддоме, пока бабушка Илюши боролась с… врачами за жизнь внука.
«Илюшеньке стало плохо 6 февраля, - вспоминает Валентина Николаевна Денисова. - Пришёл из школы и пожаловался на боль в спине. Температура подскочила почти до 39. Утром я вызвала врача из нашей участковой поликлиники № 6. Та пришла в 4 часа и дала… полтаблетки парацетамола, посоветовав вызывать «скорую», если через два дня не станет лучше». Бабушка два дня ждать не стала. Мальчик корчился от боли и буквально горел - температура уже зашкаливала за 40. В приёмном покое городской клинической больницы № 1 Ульяновска сразу огорошили: «Мест нет!»
«В час ночи нас отправили домой, - продолжает Валентина Денисова. - Но дома Илье стало ещё хуже, и наутро мы вызвали врача, который пришёл в 5 вечера. Опять назначили таблетки. И никаких улучшений. Второй раз Илюшу всё-таки госпитализировали. За 4 дня никто так толком и не осмотрел ребёнка. Вечером на все мольбы вызвать врача для внука медсёстры лишь отмахивались небрежно: «Нет у нас дежурного врача! Завтра на обходе посмотрят». А он так мучился от боли, что вскрикивал. При этом покрылся сыпью и еле слышно жаловался на зуд…»
Назначенную врачом капельницу, когда тот всё же добрался до Ильи, принести не успели. «Я гляжу, у него ушки посинели, - говорит бабушка. - Наклонилась к нему: «Пить хочешь?» - а он только молча помотал головой и затих. Я закричала: «Помогите! Кто-нибудь!..»
И по сей день бабушка Ильи видит перед глазами медсестру, невозмутимо мажущую зелёнкой спину умирающего ребёнка. Причина смерти мальчика в свидетельстве о смерти, по словам бабушки, ОРВИ. Сейчас ульяновское управление Следственного комитета расследует дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей), детали которого пока не разглашаются. Главврач больницы, его зам, заведующие двух отделений и часть младшего медперсонала уволены, а также наказаны штрафами, самый большой из которых - 30 тыс. рублей. Во столько оценили жизнь ребёнка...
38-летнюю Юлию Кузьмину из Новосибирской области нерадивый хирург зарезал, можно сказать, на операционном столе. Обычная операция по удалению желчного пузыря стала для неё смертельной. Начав с лапароскопии (через небольшие проколы), врач почему-то не смог довести операцию до конца и вскрыл целиком брюшную полость, при этом повредил стенку 12-перстной кишки и плохо наложил швы. В итоге содержимое кишечника и желчь начали вытекать и отравлять организм.
Но даже после этого Юлию можно было спасти. Если бы... не праздничные выходные. Несмотря на стремительно ухудшавшееся самочувствие пациентки и явные признаки осложнений после операции, её оставили в общей палате и 2 дня вообще почти ничего не предпринимали, пока развивался сепсис. «Лишь в понедельник по настоянию родственников женщину перевели в реанимацию, - рассказывает Юлия Стибикина, адвокат, руководитель новосибирского филиала Центра медицинского права. - А повторную операцию провели... ещё через 9 часов». Но было уже слишком поздно. Районный суд иск родственников (у женщины остались сын, муж, родители) удовлетворил, обязав больницу выплатить родным 3 млн рублей в качестве компенсации морального вреда.
Устал или недоглядел?
Ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем в ДТП. Но их количество можно снизить.
- Надо отличать ошибки от халатности, - поясняет Олег Рукодайный, врач, председатель Гильдии производителей медицинских товаров и услуг Московской торгово-промышленной палаты. - Халатность - это уголовно наказуемое деяние. А ошибки бывают от неопытности, усталости. В некоторых ситуациях врачам приходится практически не выходить из больниц неделями, работать днём и дежурить ночью. И не потому, что трудиться без отдыха заставляет жажда денег, иногда просто банально некому работать. Проблема и в том, что в России ответственность за врачебные ошибки несёт только клиника. Получается абсурд: врач ошибся, клиника выплатила компенсацию пациенту, а врач пошёл дальше ошибаться в другую больницу. Где логика?
Каждый врач должен персонально отвечать за свою работу. А если не будет в клинике света, воды, нужных лекарств и это приведёт к ошибке, вот тут виноват руководитель. На Западе за качество работы отвечает врач, он же получает лицензию на ведение медицинской деятельности (в РФ только медорганизация), оплачивает страховку на случай ошибок (по типу автомобильной ОСАГО). Компенсацию вреда пациенту выплачивает страховая компания. К операциям врача допускают только после решения коллегии хирургов, которая несёт за него ответственность.
Главное - не знаь, а доказать
Как обезопасить себя от врачебных ошибок?
- Если вы рядовой гражданин РФ, получающий рядовую медпомощь по полису, то практически никак, - говорит Алексей Панов, директор Центра медицинского права, юрист с 16-летней практикой по врачебным делам. - Если только не оформите заранее доверенность на представление своих интересов медицинскому юристу. Если что-то случится со здоровьем, адвокат начнёт трясти медорганизацию. Но в моей практике такого не было.
Что делать, если вы уже пострадали при оказании помощи? Главное доказательство - это документы. В больнице или поликлинике вам обязаны дать копию медкарты. С ней можно пойти к другим врачам и узнать иное мнение о правильности лечения. Чтобы иметь письменное доказательство дефектов, лучше обратиться в независимую организацию, имеющую лицензию на экспертизу качества медпомощи. Это стоит денег, правда, их потом можно взыскать с клиники. Страховая компания, выдавшая полис, и Росздравнадзор такую экспертизу обязаны проводить безвозмездно по заявлению пациентов о некачественно оказанной помощи. Другой вопрос - насколько это будет объективно.
Последняя инстанция - суд. К слову, даже в судебных процессах мы рекомендуем проводить судмедэкспертизу в другом регионе для повышения объективности выводов. Но суды реально выигрываются! Более того, если клиника отказывается добровольно выплатить установленную судом сумму компенсации вреда, скажем 300 тыс. рублей, с медорганизации взыскивается штраф - ещё 50%, или 150 тыс.
источник : www.aif.ru